Начиная войну против Советского Союза, военно-политическое руководство Германского рейха одной из главных задач ставило перед собой разрушение многонационального государства и привлечение на свою сторону в борьбе с большевизмом представителей национальных меньшинств нашей страны.
Особая ставка при этом делалась на народы республик Кавказа и Средней Азии, географическое положение которых обозначало собой периферию будущей германской колониальной империи на востоке Европы.
Для осуществления содействия продвижению немецких войск на Кавказ и в Среднюю азию немецкая военная разведка – Абвер – в октябре 1941 года приступила к созданию частей специального назначения.
Помимо борьбы с партизанами и разведывательно-диверосионной деятельностью эти формирования должны были заниматься пропагандистской работой по привлечению на немецкую сторону перебежчиков из числа среднеазиатских и кавказских народов, и участвовать в организации антисоветских востаний на территории национальных республик известных богатыми традициями борьбы за независимость и по праву считавшихся «ахиллесовой пятой» Советского союза.
Одной из таких частей и был сформированный по личному приказу начальника Абвера адмирала Вильгельма Канариса, кавказский батальон Абвера, который вошел в историю Второй мировой войны, как Соединение специального назначения Sonderverband Bergmann (нем. Sonderverband Bergmann — «особый отряд Горец») — специальная группа «Бергманн» или Батальон особого назначения «Бергманн». Его формирование производилось в ноябре 1941 — марте 1942 года на учебном полигоне в лагере «Штранс» под Нойхаммером (Германия. Силезия) вторым отделом абвера, отвечавшим за диверсии и саботаж.
Личный (преимущественно рядовой) состав соединения набирался в лагерях военнопленных из представителей народов Северного Кавказа и Закавказья. Офицеры – среди эмигрантов-кавказцев, проживавших, в основном , на территории Франции.
Командиром батальона был назначен кадровый офицер абвера профессор Кенигсбергского университета оберст-лейтенант (подполковник) Т. Оберлендер, считавшийся специалистом по «восточным вопросам». Его заместителем стал уроженец Тбилиси зондерфюрер В. фон Кученбах, который вырос в России и хорошо говорил по-русски и по-азербайджански.
Батальон имел в своем составе штаб с группой пропаганды и пять стрелковых рот (1-я, 4-я и 5-я — грузинские, 2-я — северокавказская, 3-я — азербайджанская). Общая численность достигала 1200 человек, в том числе 900 кавказцев и 300 немцев. Помимо добровольцев, отобранных в лагерях военнопленных, в батальон было включено около 130 грузин-эмигрантов, составлявших специальное подразделение абвера «Тамара II».
На вооружении имелось преимущественно легкое оружие: ручные пулеметы, ротные минометы, противотанковые ружья и карабины германского производства.
Соединение кавказцы получили обмундирование германских горных егерей. Разница состояло лишь, в том, что в отличие от солдат горнострелковых частей Вермахта, носивших на левой стороне своих кепи (Bergmutze) знак в форме цветка эдельвейса, военнослужащие "Бергманна" прикрепляли туда металлическую эмблему в виде кавказского кинжала, - неофициальный знак соединения..
Уникальность батальона заключалась и в том, что в отличие от обычных частей Вермахта, военнослужащие соединения принесли клятву верности не лично Адольфу Гитлеру, а вооруженным силам Германского рейха.
После прохождения четырехмесячной горнострелковой подготовки в учебно-тренировочный лагерь Люттензее под Миттенвальдом (Бавария), батальон в конце августа 1942 года был отправлен на Восточный фронт, причем его личному составу в целях сохранения тайны было приказано выдавать себя за испанских басков или боснийских мусульман.
В августе — сентябре 1942 года специально подготовленные группы легионеров из батальона «Бергманн» были выброшены в советском тылу с парашютами для осуществления разведывательно-диверсионных акций. Одна из групп в составе 10 немцев и 15 кавказцев высадилась в районе объектов нефтедобычи в г. Грозном с целью их захвата и удержания до подхода передовых частей 1-й танковой армии. Попытка прорыва немецких войск на Грозный 25 — 27 сентября окончилась провалом, однако группе удалось благополучно вернуться назад и даже привести с собой несколько сот дезертировавших из Красной Армии грузин и азербайджанцев, которые пополнили ряды батальона.
С сентября 1942 года батальон «Бергманн» действовал против советских партизан в районе Моздок — Нальчик — Минеральные Воды, а 29 октября был направлен на передовую: 1-я и 4-я роты на нальчикское, а 2-я и 3-я — на ищерское направление. Чтобы доказать надёжность соединения, его роты бросали на самые трудные участки фронта, где, несмотря на отсутствие тяжёлого вооружения, они сражались упорно и весьма эффективно. За все это время из перебежчиков, военнопленных и местных жителей удалось сформировать в дополнение к имевшимся ещё четыре стрелковые роты (грузинскую, северокавказскую, азербайджанскую и смешанную запасную) и столько же конных эскадронов (1 грузинский и 3 северокавказских). Это позволило к концу 1942 года развернуть батальон «Бергманн» в полк трёхбатальонного состава общей численностью 2300 человек (батальоны: 1-й грузинский, II-й азербайджанский и III-й северокавказский).
Во время отступления германской армии с Кавказа подразделения батальона «Бергманн» осуществляли арьергардное прикрытие отходящих войск и выполняли специальные задачи, включая уничтожение промышленных предприятий и других объектов. В феврале 1943 года через Краснодар, Славянскую и Керчь все подразделения батальона были выведены в Крым, где расквартировались в деревне Коккозы. Здесь они использовались на охране побережья в районе Коктебель-Двуякорная бухта, южного побережья полуострова в районе Балаклавы и западнее Евпатории, железной дороги Симферополь – Севастополь, а также в борьбе с местными партизанами в районе шоссе Бахчисарай - Ялта.
Поздней осенью и зимой 1943/44 г. все батальоны соединения «Бергманн» вместе с немецкими войсками принимали участие в жестоких боях на Перекопском перешейке, отражая попытки Красной Армии ворваться в Крым. В апреле 1944 года они были эвакуированы в Румынию и направлены в Грецию (1-й и III-й батальоны) и Польшу (II-й), где их главной задачей стала борьба с партизанами.
По завершению войны грузины были сразу пленены частями Красной армии. Северокавказцы и азербайджанцы –западными союзниками. Но и они все, в конце концов, были выданы в СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий