29.1.11

Гибель "Императрицы Марии"

Во время 1-й мировой войны на Черном море сложилась довольно оригинальная ситуация: немецкий линейный крейсер "Гебен",и всегда сопровождающий его легкий крейсер "Бреслау", формально переданные туркам под названиями "Явуз Султан Селим" и "Мидилли", совершенно безнаказано хозяйничали на всем театре боевых действий. Так в частности 29 октября 1914 года без объявления Турцией войны «Гебен» открыл уничтожающий огонь по Севастополю и кораблям на рейде.
Причина же безнаказанности немецких крейсеров заключалась в их превосходстве по скорости в полтора-два раза. Немаловажно было и некоторое преимущество в дальности стрельбы. В результате всего выше изложенного нахально обстреливая Севастополь и побережье Кавказа они к тому же заставлял весь русский флот держаться сосредоточенно - пустившийся в одиночное плавание русский броненосец при столкновении даже с одним "Гебеном" тут же бы пошел на дно.
Понятно, что Россия смириться с этим не могла. На судостроительном акционерном обществе "Руссуд" в г.Николаеве полным ходом шла достройка трех однотипных линкоров, превосходящих по мощи вооружения "Гебен" - хотя все равно уступавших ему в скорости. Их названия - "Императрица Мария", "Императрица Екатерина" и "Император Александр III". Реально схватиться с "Гебеном" удалось лишь "Екатерине", которая случайно столкнулась с ним, выйдя в море на испытания. Развив усилиями кочегаров скорость, превышающую проектную, "Екатерина" сблизилась с "Гебеном" и открыла по нему огонь. И хотя прямых попаданий достичь не удалось, многократно пораженый осколками "Гебен" обратился в бегство. Поврежденный еще ранее подрывом на русской мине, он не мог дать полный ход, и расстояние между кораблями увеличивалось очень медленно. Спасло его то, что на "Екатерине" было недостаточно угля для длительного преследования. С тех пор "Гебен" предпочитал отстаиваться в Стамбуле.
Однотипный с "Екатериной" "Императрица Мария" (линкор был назван в честь супруги императора Павла I) 23 июня 1915 г. был принята в состав Черноморского флота.Свое имя и героическое прошлое "Императрица Мария" унаследовала от флагманского корабля адмирала Павла Нахимова. Парусная "Мария" возглавляла русскую эскадру в знаменитом Синопском сражении 18 ноября 1853 г. Новая "Императрица Мария", при водоизмещении около 23000 тонн имела скорость до двадцати двух узлов, мощную артиллерию из двенадцати 305-миллиметровых пушек, торпедные аппараты и даже четыре 75-миллиметровых орудия для стрельбы по воздушным целям. За довольно короткий срок линкор успел доставить немало неприятностей немцам и туркам. В сентябре 1915 года вместе с другими кораблями Черноморского флота он нанес удар по противнику в Юго-Западной части Черного моря. Месяцем позже в составе русской эскадры совершил рейд вдоль берегов Турции и потопил два турецких судна. В июле 1916 года "Императрица Мария" обстреляла немецкий крейсер "Бреслау", который только чудом ушел от погони. 
В 6 часов 20 минут 7 октября 1916 года на стоявшем в Северной бухте Севастополя линейном корабле «Императрица Мария» матросы, находившиеся в носовой части линкора услышали шипение горящего пороха, а затем из всех люков и горловин вокруг башни повалил дым с проблесками. На корабле сыграли пожарную тревогу, экипаж корабля начал заливать водой подбашенное отделение. Несмотря на это через 1,5 -2 минуты  корабль потряс мощнейший взрыв. Столб пламени и султаны дыма взвились на высоту до 300 метров.
Взрывом выдрало огромный участок палубы позади башни, смело боевую рубку с ее мостиком, носовую дымовую трубу и фок-мачту, деформировало носовую башню. В корпусе корабля позади башни образовался провал, из которого выступали куски искореженного металла, выбивались пламя и дым (загорелись хранилища нефти). Много моряков было убито, тяжело ранено, обожжено и сброшено взрывной волной за борт. В результате разрыва паровой магистрали остановились турбодинамо-машины, а следовательно прекратилось электропитание корабля. Прекратили работать пожарные насосы, отключилось электроосвещение.Накануне перед дальним походом «Императрицу Марию» до отказа загрузили углем и нефтью, и теперь нефть растекалась по воде и так же горела, опоясав огненным кольцом гибнущий линкор. За первым последовали еще, по разным сведениям, от 14 до 25 мелких взрывов. Через 15 минут после того как сыграли пожарную тревогу на линкор прибыл Командующий Черноморским  флотом вице-адмирал Колчак. Он отдал приказ подвести для тушения пожаров портовые суда и развернуть корабль. К 7 утра пожар стал стихать. Но в 7 часов 2 минуты прогремел еще один взрыв, более мощный, чем предыдущие. Линкор стал быстро оседать носом и крениться на правый борт. Вице-адмирал отдал приказ покинуть гибнущий корабль. Когда носовая часть и пушечные порты ушли под воду, в 7 часов 16 минут, окруженный кольцом горящей нефти,линкор, потеряв остойчивость, опрокинулся через правый борт и затонул на глубине 18 метров.Спустившиеся к нему водолазы долго слышали стуки моряков, оказавшихся заживо погребенными в заполненных воздухом отсеках корабля. Менее чем за час на «Императрице Марии» погибло 216 человек, а 232 были ранены и обожжены до такой степени, что половина из них скончалась в течение трех недель в страшных муках.
Ни комиссия Морского министерства, прибывшая из Петрограда, ни Севастопольское жандармское управление, ни контрразведка Черноморского флота не смогли однозначно определить причину трагедии. Официальной версией было самовозгорание пороха произошедшее от саморазложения пороха, вызванного нарушениями технологии производства в условиях военного времени и небрежность личного состава корабля в обращении с огнем или пороховыми зарядами.
Как версию случившегося можно рассматривать такой сюжет: в этот день после побудки дежурный по первой башне старший командор Воронов спустился в погреб башни с тем, чтобы замерить в ней температуру. В погребе он увидел полузаряды не убранные в стелажи (накануне корабль вернулся из похода, после чего производилась авральная погрузка угля. Поэтому полузаряды вынимались из орудий, вкладывались в пеналы, но из-за недостатка времени в стелажи не укладывались.). Воронов, не ожидая других матросов сам начал наводить порядок. Во время выполнения этой работы один из пеналов мог упасть и ударившись о палубу загореться. Огонь перекинулся на другие полузаряды – и началось то, что уже невозможно было остановить. Сам Воронов получив ожоги погиб. В пользу такой версии говорит результат исследования шинели машиниста Воскресенского, который пробегал мимо вентилятора через который валил дым. На ней обнаружились следы цинка и меди – материалов, из которых изготавливались пеналы.
С другой стороны конечно, можно допустить, что даже опытный командир мог уронить снаряд, но допустить какой-либо беспорядок в крюйт-камере военного корабля Российского флота (!), славившегося своей дисциплиной, к тому же по завершении подготовки и буквально перед началом серьезного военного похода немыслимо.
В 1933 году уже советская контрразведка арестовала в Николаеве  главу германской разведгруппы действовавшей на судостроительных заводах, под прикрытием торговой фирмы «Контроль-К», Виктора Эдуардовичеа Вермана, 1883 года рождения, уроженцем города Херсона, проживавшим в Николаеве и работавшим начальником механосборочного цеха "Плуг и молот". В ОГПУ Верман дал показания, что целью организации был срыв судостроительной программы набирающего мощь военного и торгового флота Советского Союза. Конкретные задачи - совершение диверсий на Николаевском заводе имени Анри Марти, а также сбор информации о строящихся там судах, большинство из которых были военными. . Он также признался, что руководил разведсетью еще в период 1-й мировой войны. В частности агенты Вермана работали на ремонтирующихся судах в Севастополе.В ходе следствия 1933 года завербованный для шпионской работы Верманом в 1908-1914 годах электрик Сгибнев (отвечал за работы по оборудованию временного освещения строящихся на "Руссуде" военных кораблей, в том числе и "Императрицы Марии".) показал, что Верман интересовался схемой артиллерийских башен дредноутов.  
Накануне взрыва на «Императрице Марии» работы шли в башнях и погребах, снаружи на палубе и за бортом. Вместе с усовершенствованными противоторпедными сетями возвращались на корабли в новом противоаэропланном качестве малокалиберные 47-, 64-, 75 мм пушки, тянувшие за собой целый ворох забот: устройство погребов боеприпасов, системы их подачи. Десятки инженеров, техников и рабочих поднявшиеся на корабль для выполнения этих работ не осматривались на входе и находились на нем без наблюдения до 10 часов вечера
Накануне гибели линкора Верман был депортирован из России, а спустя 4 года за самоотверженную работу и шпионскую деятельность награжден в Германии Железным крестом 2-й степени. Возможно сам он и не руководил проведением взрыва, но в Севастополе оставалась организованная им сеть шпионов, возглавляемая инженер-механиком завода «Новаль» Визером.
Интересно, что приказ вывести из строя или уничтожить «Императрицу Марию» получал от немецкой разведки и агент «Шарль», прежде всего являвшийся сотрудником русской контрразведки Бенцианом Долиным.
И все же прямых доказательств причастности германской агентуры к гибели линкора нет.
Арестованный в 1933 году Верман в 1934 году был выдворен за пределы СССР, а Сгибнев – приговорен к 3 годам лагерей. В 1989 году оба были реабилитированы, так как подпали под действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов».
В повести Анатолия Рыбакова (ранее служил на "Императрице Мария") "Кортик" (по ней в 1973 году был снят одноименный фильм) поддерживается версия диверсии на корабле.
Флагманский корабль адмирала Нахимова, чье имя унаследовал линкор также прослужив один год в 1854 году был затоплен в Севастопольской бухте чтобы преградить путь англо-французской эскадре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отправляясь на Солнечный Полуостров каждый его гость обязательно берет с собой какие то вещи. Информацию о некоторых из них я разместил ниже.

С помощью первой приведенной ниже ссылки я намерен прежде всего компактно ознакомить Вас не с современным русскоязычным сервисом покупок за рубежомe BayToday.ru, а с

  • каталогом аукциона eBay в США, Англии, Германии;
  • каталогом товаров Amazon США, Англии, Германии;
  • найти товар на Китайском аукционе TaoBao.com,EachNet.com и крупном аукционе PaiPai.com;
  • каталогами интернет-магазинов США, Англии, Германии и Евросоюза, Китая.

О самом же eBayToday.ru можно сказать, что доставка у него осуществляется долго, долго отвечает техподдержка, тяжело работает склад в Германии,хорошее качество, низкая цена, благодаря ему у Вас есть возможность купить у тех кто не отсылает в Украину и Россию, удобно расплачиваться любыми способами оплаты,включая самые простые, такие как денежный перевод или перевод на карту (для новичка это заманчивый фактор, так как такую операцию может провести любой, причем буквально не зная ничего про платежные системы),возможность покупать с ebay не имея paypal,можете собрать разные товары в одну посылку или отправить их по разным адресам,они даже по Вашей просьбе могут убрать лишнюю упаковку для облегчения веса и следовательно уменьшения стоимости доставки-это тоже бесплатно! К стати отличная упаковка посылки.

По моему мнению (и мнению известных мне людей)при отсутствии ограничения по времени вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом

Несомненно на пляжах Крыма Вы хотели бы выглядеть сногсшибательно, а для этого необходимо подготовиться еще дома. Для бесподобного решения этой задачи (в смысле качества и цены) я хотел бы порекомендовать Вам следующую ссылку, но хочу предупредить, что они не публикуют отрицательные отзывы, тем самым не давая возможности сделать правильный выбор, не контролируют качество акции, отсылая к самим организаторам. Несмотря на все вышеизложенное синоним

Скидки реальные, партнеров Биглион выбирает самых хороших и надежных. Система платежей отлично выстроена. Оплатить можно кучей способов, среди которых вы непременно найдете тот, который удобен именно Вам.

По моему мнению (и мнению известных мне людей) сервис вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом