Приказом по военному ведомству № 114 от 1906 года Крымский конный дивизион был переформирован в Крымский драгунский полк. В 1907 году Высочайшим приказом от 31 декабря это воинское формирование было переименовано в Крымский конный полк.
Проявлением особого доверия крымским татарам со стороны императорской фамилии являлся тот факт, что 10 октября 1909 года Николай II назначил шефом полка императрицу Александру Федоровну, и полк с этого времени был соответственно переименован в "Крымскийконный ее величества императрицы Александры Федоровны полк. Уже 5 ноября того же года император лично зачислил себя в список этого полка. Приказом по военному ведомству № 298 от 1911 года полку было присвоено старшинство с 1 марта 1784 года, то есть официально признавалось, что полк вел свою историю с этого периода. Днем полкового праздника являлось 23 апреля, а городом стоянки - Симферополь.
С начала Первой мировой войны полк в составе 6 эскадронов выступил на фронт и 10 сентября 1914 года вошел в состав сводной кавалерийской дивизии, позже - в состав 4-й отдельной кавалерийской бригады.Сражаясь на фронте в составе войск сначала Юго-Западного, а затем Румынского фронта, полк проявил себя с самой лучшей стороны. В январе 1915 года его отправили на Юго-Западный фронт, где он 4 июля 1916 года в составе 33-го армейского корпуса участвовал в летнем наступлении. В 1917 году полк для пополнения был отозван с фронта в Херсон.
Февральскую революцию 1917 года крымцы встретили весьма негативно. Отречение государя было не только для офицеров, но и для рядовых подлинной трагедией. Приказ новых революционных властей о снятии с погон вензелей Императрицы встретил в полку практически единодушный отказ всех чинов, от командира до рядовых полкового обоза. И только приказ самой Александры Федоровны, переданный в полк через корнета Маркова, сумевшего пробраться в Царское село и встретиться с царской семьей, заставил их это сделать В отличие от большинства воинских формирований Русской армии, Крымский полк практически не поддавался влиянию разношерстных политических агитаторов. Полковой комитет, во главе которого стоял штабс-ротмистр Отмарштейн, существовал только номинально.
В начале августа 1917 года Генеральный штаб русской армии отдал приказ о формировании 2-го Крымского конного полка. Намечалось развертывание Конного полка в кавалерийскую бригаду. Крымский полк получил №1.
Из него был выделен 5-й эскадрон полковника Зотова, который 15 августа на станции Данкоуцы Бессарабской губернии погрузился в эшелоны и отбыл в Крым в Бахчисарай.На формирование 2-го Крымского полка из состава 8-го Запасного Кавалерийского полка были направлены 6-й, 7-й и 8-й маршевые эскадроны. Прибыв в Бахчисарай в первых числах сентября эскадрон Зотова был пополнен 8-м маршевым эскадроном и развернут в 1-й и 2-й эскадрон 2-го полка.6-й маршевый эскадрон стал 3-м, а 7-й -4-м эскадроном нового полка. Командиром полка был назначен бывший командир 6-го эскадрона полковник князь Осман-бей Биаросланов. В полку ощущались недостатки во всем.В нем небыло достаточного количества пулеметов, винтовок, седел, ... Не была сформирована пулеметная команда и ряд специальных и вспомогательных служб. Офицерский состав был собран из разных кавалерийских полков. Личный состав не превышал 400-450 человек.
Через два дня после большевистского переворота в Петрограде, 27 октября в Херсон, где на то время находился 1-й Крымский конный полк прибыла делегация татарского Курултая во главе с Джафером Сейдаметом. Делегация практически требовала, от исполняющего обязанности командира полка полковника Петропольского,не дожидаясь приказа Одесского военного округа, немедленного отправки полка в Крым для поддержания там "революционного порядка".
8 ноября распоряжение из округа было получено. Вероятно Крымский полк был единственной кавалерийской частью, которая была отправлена в свои казармы мирного времени. Полк, частично походным порядком (3-й, 4-й, 5-й и 6-й эскадрон), частично на эшелонах (стрелковый эскадрон и полковой обоз 2-го разряда), направился в Крым. 1-й и 2-й эскадроны временно остались в Херсоне.
11 ноября полк прибыл в Симферополь.
17 марта 1917 года по всему Крыму была проведена всенародная присяга на верность Временному правительству. 20-23 ноября, по инициативе Таврической Земской управы в Симферополе прошел "земско-городской собор", в работе которого приняли участие все политические силы, кроме бойкотировавших его кадетов и большевиков. 23 ноября была избрана новая губернская власть - Совет Народных Представителей (СНП). Его исполнительным органом стала Крымская Директория. Директором по военным и внешним делам был избран социалист. лидер Курултая Джафар Сейдамет. При Директории работал (созданный еще 31 октября) Штаб Крымских войск (Крымский Штаб), под командованием полковника Генерального штаба А.Г.Макухина. В подчинение Крымского штаба и перешел Крымский полк.
Сразу по прибытию полк приступил к активным действиям по наведению порядка в селах и городах полуострова. Эта деятельность особенно усилилась после прибытия 31 декабря 1917 года из Херсона 1-го и 2-го эскадронов. В Ялту от Первого Крымскогро Конного полка был выслан 4-й эскадрон ротмистра Баженова, в Евпаторию - 6-й эскадрон штаб-ротмистра Отмарштейна, в Феодосию - 5-й эскадрон штаб-ротмистра фон Гримма. Все остальные подразделения полка остались в Симферополе. 2-й Крымский конный полк в составе 4-х эскадронов находился в Бахчисарае и окрестных селах.
Получив в лице Крымского конного полка серьезную дисциплинированную вооруженную опору Крымский штаб смог приступить к созданию практически заново вооруженных сил в Крыму. На тот момент в подчинении Крымского штаба кроме Крымского полка находилась и 38-я запасная бригада, которая уже начала стремительно разлогаться.
5 декабря 1917г., командир 38-й запасной бригады, руководствуясь телефонным распоряжением из штаба Одесского военного округа, отдал приказ № 276 о формировании на базе легализованного к концу июня 1-го Мусульманского батальона 32-го запасного пехотного полка (командир прапорщик Шабаров) отдельного мусульманского полка. 17 декабря, был отдан приказ № 1 и полк как "1-й Крымский Мусульманский полк "Урнет" (свобода) в составе 4-х батальонов (16 рот) начал свое официальное существование. Интересно, что в формировании и командовании этим полком принял участие князь Усейн Балатуков - правнук первого крымско-татарского генерала и героя отечественной войны 1812 года князя Кая Бея Балатукова. 1-я рота 1-го Мусульманского батальона в новый полк не вошла, а была переформирована в Дружину (охраны) Крымского Революционного штаба (командир Эмир Туканаев).
Если с пехотой и кавалерией вопрос решался, то артиллерия в Крымских войсках отсутствовала.
23 декабря по распоряжению начальника гарнизона г. Евпатории полковника Выграна, силами Конного полка была быстро и четко проведена операция по разоружению разложившихся частей: Киевской школы летчиков-наблюдателей, Школы стрельбы по воздушному флоту и 1-я Украинская казачья батарея. В Симферополь были доставлены четыре 3-дюймовых орудия с полными упряжками, но без зарядных ящиков. Уже в Симферополе была сформирована хорошая боеспособная артиллерийская часть , укомплектованная офицерами и юнкерами, но имеющая всего 20 снарядов.
Наиболее взрывоопасным местом Крыма на это время являлся Севастополь. 10(23) ноября 1917 года на первом Общечерноморском съезде в Севастополе была принята большевистская резолюция о признании Совета Народных Комиссаров. 12 декабря большевистская фракция вышла из состава Севастопольского Совета и создала Военно Революционный Комитет объявив деятельность Севастопольского Совета контрреволюционной. 16 декабря в Севастополе власть перешла в руки Военно-Революционного Комитета. 2 января в Севастополе был сформирован новый Севастопольский Совет, состоящий из 11 большевиков, 5 беспартийных и 3 левых эсеров. 17 декабря на Малаховом кургане матросами-анархистами были расстреляны офицеры эсминца "Гаджибей". Всего в Севастополе в декабре 1917 года "революционными" матросами было расстреляно 60 офицеров, и еще около 200 арестованы.
Гражданская война в Крыму практически началась.
В середине декабря начальник оперативного отдела Крымского штаба полковник Е.И.Доставалов разработал план ликвидации большевистской базы в Севастополе и ареста их предводителей. Сосредоточенный удар, при отсутствии прочного единства среди "революционных" моряков и отсутствии у них дисциплины мог бы с большой долей вероятности привести к успеху.
Удар был сделан. 21 и 22 декабря все части Крымской конной бригады и полк "Уриет", согласно приказа Крымского штаба № 6 в торжественной обстановке были приведены к присяге "на защиту основных законов Курултая". Теперь Крымские войска превратились из вооруженных сил подчиненных СНК в войска определенно сепаратистского Курултая, что сильно подорвало боевой дух кадровых офицеров (среди которых,мягко сказать, весьма значительную часть составляли не крымские татары) и всех русских чинов.
2 января в Феодосии железнодорожные рабочие, солдаты 4-го Украинского батальона и Крымской роты 35-го запасного полка захватили оружейный склад, разобрали оружие и заняли ключевые пункты города. Бывший в Феодосии 5-й эскадрон 1-го Крымского полка, под командованием ротмистра фон Гримм (60 сабель), атаковал противника в конном строю и занял центр города. Не решившись оставлять на ночь эскадрон в городе, он отвел его на запад и ста
л ожидать подкрепления.
На следующий день по железной дороге к Феодосии прибыл стрелковый эскадрон 1-го Конного полка во главе со штаб-ротмистром Лесеневичем, и две офицерские роты по 25 человек в каждой. Общее командование войсками в Феодосии было возложено на помощника Начальника Крымского штаба, капитана Генерального штаба Стратонова. Несмотря на настойчивые требования Лесеневича и фон Гримма немедленно овладеть центром города и арестовать большевистское руководство Стратонов проявил крайнюю нерешительность. Два дня войска провели в бездействии. За это время из Севастополя на помощь местным большевикам пришли эсминцы с десантом матросов-анархистов (3 января "Пронзительный", 5 января "Фидонис" и "Калиакрия").
7 января 1918 года матросы при поддержке местных рабочих и солдат начали наступление вдоль железной дороги. Под натиском значительно превосходящего, и численностью и огневой мощью, противника войска Крымского штаба с непрерывными боями стали отступать в сторону Джанкоя. В результате все офицеры 5-го эскадрона и большая часть офицеров отряда погибли в боях или были захвачены в плен и без суда расстреляны.
9 января 1918 года кавалеристы 2-го Крымского полка на станции Сюрень остановили эшелон которым ехали 700 вооруженных матросов демобилизованных Севастопольским ВРК. Матросы были разоружены и отправлены дальше на север. Заподозрив в этом эшелоне попытку наступления на Бахчисарай, части 2-го конного и несколько рот полка "Уриет" перешли границу Севастопольского крепостного района у станции Дуванкой и атаковали Камышловский железнодорожный мост. Охранявшая мост боевая дружина Морского завода и подошедшие ей на помощ красногвардейцы отбили атаку.
На следующий день у имения графа Мордвинова, расположенного в 10 верстах юго-западнее Бахчисарая всадники 2-го Конного отразили атаку матросов и оттеснили их за реку Кача. После часовой перестрелки матросы погрузились в эшелон и вернулись в Севастополь. За отличие в этих боях приказом Директора по военным делам рядовые 2-го полка Яндиев и Актемиров были произведены в прапорщики. Для прикрытия Бахчисарая была создана группа войск в составе 1-го и 2-го эскадронов 2-го Крымского Конного полка, 1-й офицерской роты и нескольких рот полка "Уриет". Довольно значительное время эта группа практически не выходила из беспорядочных боев.
Пока верные Директории войска сдерживали большевиков, она подала в отставку. Собравшийся 8 января в Бахчисарае Курултай "резко осудил" борьбу с большевиками. По совершенно непонятным причинам Крымский штаб при формировании сводных боевых групп назначал их командиров, через голову командира части. В результате части теряли теряли связь со своим командованием, а солдаты и офицеры мало доверяли незнакомым командирам.
7 января на собрании местного Совета большевики Евпатории потребовали смещения начальника гарнизона полковника Выграна. В ответ на это полковник Выгран 12 января 1918 года с помощью 6-го эскадрона 1-го Крымского конного полка начал разоружение местной Красной гвардии. На помощь Красной гвардии из Севастополя пришел гидрокрейсер "Румыния" и тральщик "Трувор" с десантом матросов. В ночь на 15 января подошли буксиры "Геркулес" и "Данай". После обстрела "Румынией" города началась высадка десантных сил и резня "буржуазных элементов" (погибло 400 человек). Оказывать сопротивление было некому. За сутки до высадки десанта штаб-ротмистр Отмарштейн отвел из Евпатории на станцию Сарабуз 6-й эскадрон 1-го Конного (70 сабель). Вместе с ними ушел полковник Выгран. Но к их приходу на станции уже хозяйничали большевики. Если эскадронцам удалось с боем пробиться и уйти в горы, то полковник Выгран был схвачен и тут же расстрелян.
В ночь на 9 января к Ялте подошел эсминец "Гаджибей". Высадившиеся с него матросы вступили в бой с 4-м эскадроном 1-го Крымского Конного полка и поддержавшей его дружиной мусульманского общества "Тан". Возглавлял оборону начальник оперативного отдела Крымского штаба полковник Е.И.Доставалов. В уличных боях принимала участие авиация. На стороне большевиков выступила местная греческая беднота. Из Севастополя подошли эсминец "Керчь" и транспорт "Дионисий" с десантом матросов. Только 15 января, после прихода сюда эсминца "Счастливый" с десантов моряков, когда численность большевиков достигла 7 тысяч человек им удалось захватить город.
Утром 12 января матросы и солдаты, поддержанные огнем установленных на железнодорожные платформы морских орудий атаковали позиции 2-го Крымского Конного полка под самым Бахчисараем. Эскадронцы отступили частью на станцию Альма, частью на восток. В течение 12 января из Симферополя на станцию Альма были направлены 1-й, 2-й, 3-й и конно-пулеметный эскадроны 1-го Крымского конного полка. Туда же была направлена батарея поручика Дурилина. К приходу эскадронов на станцию она и прилегающий к ней поселок уже были заняты матросами. Ротмистр Думбадзе как старший офицер принял командование на себя. Спешенные эскадроны растянувшись в цепь приняли бой. Но что такое 20 снарядов? Постоянный обстрел из орудий, в том числе и тяжелых, сделал свое дело. Не смотря на подошедшую 3-ю офицерскую роту, было принято решение отступать. Только убитыми потери составили 170 человек.
14 января войска дивизиона подошли к Симферополю, где их встретил приказ Директории и Курултая "прекратить сопротивление и перейти на мирное положение". К вечеру 14 января 1918 года Симферополь, при поддержке местных большевиков, был занят севастопольскими матросами. Сразу же было взято в плен 50 офицеров, которых тут же расстреляли. Всего по Симферополе, в разных источниках называется от 100 до 700 расстрелянных бывших военнослужащих. По Крыму до 1000. И это только на январь 1918 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий