5.2.11

Судьба "Новороссийска"

Корабль о котором пойдет речь в этой статье до 1948 года состоял в составе итальянского ВМФ под названием "Джулио Чезаре" (назван в честь Гая Юлия Цезаря). После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счёт репараций. С этого времени "Джулио Чезаре" стал линкором Черноморского флота ВМФ СССР «Новороссийск».

Дредноут "Giulio Cesare" — второй (из пяти) корабль серии типа Giulio Cesare, построенных по проекту инженер-генерала Эдоардо Масдеа и спущенных на воду в 1910—1917 гг. Строила его фирма «Ансальдо» (Генуя). Корабль был заложен 24 июня 1910 года, спущен на воду 15 октября 1911 года и вошёл в строй 14 мая 1914 года. Первоначально дредноут получил девиз «Чтобы выдержать любой удар». 
Спроектированные как чуть ли не самые мощные в мире по вооружению корабли этой серии,из-за затянувшегося на 5 лет строительства, вступили в строй уже безнадежно уступая новым кораблям этого класса.
Строительство «Чезаре» закончили в конце ноября 1913 года, и до официального ввода в строй он проходил различные испытания, входя в состав Боевой эскадры вице-адмирала Амеро д’Асте Стелла.
На момент вступления Италии в войну (24 мая 1915 года) дредноут "Giulio Cesare"  находился в главной военно-морской базе Таранто в трехчасовой готовности, проводя в заливе эволюции и стрельбы, под командованием капитана 1-го ранга Лобетти. Главной задачей дредноута предпологался бой с дредноутами противника. Ни в каком другом случае рисковать им не разрешалось.
13 марта 1916 года, прикрывая операцию по захвату военно-морской базы Курцола на полуострове Саббионцела, в составе дивизии перешел в Валону, а затем снова вернулся в Таранто.
В декабре 1916 года в составе дивизии стоял на рейде острова Корфу. Однако в виду угрозы атак подводных лодок вынудила командование отвести линкор в гавань.
В марте 1917 года вместе с остальными линкорами "Giulio Cesare" находился в районе южной Адриатики и Ионического моря, обеспечивая операции на островах Ионического архипелага.
Конец войны линкор встретил в Таранто. За все время боевых действий он провел 31 час на боевых заданиях и 387 часов на учениях, ни разу не встретившись с противником. В 1920 году девиз корабля сменили на «Цезарь здесь!»
К 1922 году линкор прошёл первую модернизацию: была изменена форма фок-мачты. Тогда же линкор лишился носового украшения — огромного орла, державшего в лапах ленту с девизом Цезаря «Пришел. Увидел. Победил».
В августе 1923 года линкор принял участие в операции на острове Корфу.
В 1925 году претерпел более значительную, чем в 1922 году модернизацию: замена системы управления артогнем, установка катапульты для запуска гидросамолета типа «Макки» М18. Для подъема самолета с воды и установки его на катапульту на верхней палубе появился кран.
В 1928 году дредноут стал учебным артиллерийским кораблём.
С 25 октября 1933 года по 1 октября 1937 года «Чезаре» на верфи Кантиери дель Тиррено в Генуе претерпел коренную модернизацию по проекту инженер-генерала Франческо Ротунди. Проект предусматривал рассверловку стволов 305-мм орудий до 320 мм, замену станков для повышения дальности стрельбы, усиление бронирования и противоторпедной защиты, замену котлов и механизмов, удлинение корпуса с изменением обводов.
6 июля 1940, после вступления Италии во Вторую мировую войну линкор вышел в стратегическом прикрытии конвоя из Неаполя в Бенгази. 9 июля, на обратном пути из Бенгази в Таранто, эскадра встретилась у мыса Пунта Стило с английским Средиземноморским флотом. В 16:00 381-мм снаряд с английского линкора «Warspite» попал в середину корпуса «Чезаре» и вызвал пожар. Дым вентиляторами засосало в котельные отделения, и четыре котла вышли из строя, вызвав падение скорости с 26 до 18 узлов. Под прикрытием дымовой завесы и эсминцев флагману в 16:45 удалось оторваться от противника. В Таранто он стал на ремонт: были разрушены легкие орудия, часть надстроек, требовали починки четыре котла. 115 членов экипажа были убиты или ранены.
После ремонта, 30 августа в составе мощного соединения вышел в море на перехват очередного английского конвоя в Александрию. Однако британская авиаразведка сумела обнаружить противника, и конвой отвернул на юг. Сильный шторм и нехватка топлива у эсминцев заставили итальянцев вернуться в Таранто.
В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года около 20 самолетов с британского авианосца «Illustrious» (ЕВК «Илластриус», от illustrious - прославленный) атаковали итальянские линейные корабли в гавани военно-морской базы Таранто. Уцелевший «Чезаре» ушел в Неаполь, а потом в Сицилию.
27 ноября в составе эскадры под командованием вице-адмирала Кампиони он вышел к Сицилийскому каналу для перехвата очередного английского конвоя на Мальту. В результате боя с объединенными силами англичан под командованием адмирала Сомервилла обе стороны получили незначительные повреждения. Когда в небе появились самолеты с авианосца «Ark Royal», Кампиони дал приказ на отход.
Ночью 8—9 января 1941 года английская авиация с Мальты и греческих баз произвела налет на Неаполь. Стоявший там «Чезаре» получил повреждения от близких разрывов трех бомб и в сопровождении «Венето» ушел в Специю на месячный ремонт.
9 февраля 1941 года «Чезаре» в составе эскадры вышел на перехват британского флота, обстрелявшего Геную, но безрезультатно.
К августу в Италии начались перебои с поставкой топлива, и к операциям на море стали привлекать только новые линкоры.. Однако к концу 1941 года, когда кораблей для прикрытия конвоев стало не хватать, «Чезаре» пришлось совершить два выхода в море.
3—5 января 1942 года «Чезаре» вышел в последний боевой поход, прикрывая конвой в Северную Африку, после чего был выведен из действующего флота. Помимо нехватки топлива выяснилось, что из-за недостатков конструкции линкор мог погибнуть от одного торпедного попадания. Использовать его в условиях господства союзной авиации в воздухе было рискованно. Большую часть экипажа списали на другие корабли и в штабы эскортных конвойных групп.
До конца 1942 года «Чезаре» стоял в Таранто, а в январе 1943 года перешел в Полу, где был до конца войны превращен в плавучую казарму. Всего за кампанию 1940—1943 гг. «Чезаре» совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль за 912 ходовых часов, израсходовав 12 697 т нефти.
После заключения перемирия «Чезаре» вернулся в Таранто, а 12 сентября под командованием капитана 2-го ранга В. Карминати последним из итальянских линкоров прибыл на Мальту. Во время перехода на корабле не было части экипажа, не все повреждения были устранены, почти весь путь был проделан без эскорта. В условиях постоянной угрозы нападения немецких торпедных катеров и авиации этот переход можно считать единственной героической страницей в истории «Чезаре». 
Сначала союзное командование решило оставить итальянские линкоры на Мальте под своим прямым контролем, но в июне 1944 года трем самым старым, включая «Чезаре», разрешили вернуться в итальянский порт Аугуста, где он до 1949 года находился в консервации и использовался для тренировок подводных боевых пловцов.
На Тегеранской конференции в конце 1943 года Сталин настоял на разделе итальянского флота в счёт репараций  между союзниками. Однако вопрос о передаче итальянских кораблей был решен только в процессе подготовки мирного договора с Италией.10 января 1947 года в Совете министров иностранных дел союзных держав было достигнуто соглашение о распределении передаваемых итальянских кораблей между СССР, США, Великобританией и другими странами, пострадавшими от агрессии Италии. Советский Союз претендовал на один из двух новых линкоров типа "Литторио,по своей мощи превосходивших даже германские корабли типа "Бисмарк", но поскольку к этому времени между недавними союзниками уже начиналась Холодная война, то ни США, ни Англия не стремились усиливать ВМФ СССР мощными кораблями. По решению Тройственной комиссии 1948 года СССР достались линейный корабль, легкий крейсер, 9 эсминцев и 4 подлодки, не считая мелких кораблей. Сразу получить корабль не удалось, поэтому англичане временно передали СССР свой старый дредноут «Royal Sovereign», получивший в советском флоте название «Архангельск». В 1948 году, после того, как «Чезаре» отправился в советский порт, "Архангельск" был возвращён Англии для разделки на металлолом.
Хотя к концу войны в строю из советских тяжёлых кораблей оставались лишь два старых линкора — «Севастополь» и «Октябрьская революция», — СССР всё ещё имел амбициозные планы по строительству линейных кораблей, и для подготовки экипажей планировалось использовать «Чезаре».
9 декабря 1948 года «Чезаре» покинул военно-морскую базу Таранто и перешёл в Аугусту, откуда 15 декабря направился в албанский порт Влера (Валона). Там3 февраля 1949 года состоялась передача линкора, получившего временное обозначение Z11, советской комиссии, во главе с контр-адмиралом Г.И. Левченко. 
На переговорах было решено, что итальянская команда поведёт линкор под торговым флагом в Одессу, а советские моряки будут присутствовать на борту лишь в качестве наблюдателей, перенимая опыт управления сложной техникой. Но советская разведка сообщила, что итальянцы во время плавания намерены вывести из строя часть его основных механизмов. Чтобы не допустить этого, пришлось действовать на опережение.
В албанском порту Влера доставленная сюда
на транспорте "Украина" перегонная команда советских моряков фактически захватила линкор. Матросы и офицеры, поднявшись на борт, разбежались по основным постам корабля и больше оттуда не уходили. Итальянцам было сказано: в вашей помощи мы не нуждаемся и дальше поведём корабль сами. Еще две недели советский экипаж потратил, чтобы освоиться на "Цезаре" и проверить его безопасность.Даже в топливные цистерны с мазутом спускали водолазов, которые на ощупь проверяли, нет ли там взрывчатки. Хотя взрывчатых веществ и не нашли, но сюрпризы "старые хозяева" оставили.
Сначала обнаружили, что итальянцы ухитрились испортить рулевое управление: при некоторых углах поворота руль вдруг переставал действовать. Лиш
ь благодаря искусству капитана I ранга Беляева, ведущего корабль, его удалось благополучно провести через Дарданеллы и Босфор. Причину неисправности нашли только два года спустя: в шахту, через которую шли от штурвала тросы, управляющие рулём, итальянцы засунули обыкновенную стремянку, привязав её к одному из тросов. При определённом положении лестница блокировала работу механизма.
Другой "привет из Италии" имел ещё более серьёзные последствия. Экс-хозяева вывели из строя систему управления огнём главного калибра. В результате корабль мог лишь беспорядочно разбрасывать исполинские снаряды. Почти 5 лет понадобилось, чтобы разобраться с этим итальянским приветом и устранить неисправность. 

6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название «Новороссийск».
Полученный корабль находился в крайне запущенном состоянии, поскольку с 1943 по 1948 год он стоял на приколе с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания. Непосредственно перед передачей Советскому Союзу линкор прошел небольшой ремонт, коснувшийся в основном электромеханической части.
В удовлетворительном состоянии находились основная часть вооружения, главная энергетическая установка и основные корпусные конструкции ниже броневой палубы. В очень плохом состоянии находились общекорабельные системы — трубопроводы, арматура, обслуживающие механизмы. В нерабочем состоянии были аварийные дизель-генераторы. Эксплуатационная техническая документация и документация по непотопляемости практически отсутствовала — пользоваться разрозненными документами на итальянском языке не могли, поскольку никто не владел итальянским. Присланные переводчики были беспомощны, поскольку не владели специальной терминологией. Внутрикорабельная связь, радиосвязь почти отсутствовали, а радиолокаторов и зенитной артиллерии малого калибра не было вообще.
К тому же условия жизни экипажа никак не соответствовали ни климатическим особенностям Черноморского региона, ни организации службы советского флота. Штатное камбузное оборудование обеспечивало лишь обслуживание кают-компании офицерского состава. Так как при стоянке в базе экипажи итальянских кораблей жили в береговых казармах, а на корабле их рацион состоял только из макарон, сухого вина и оливкового масла, то на командном камбузе имелись лишь котлы для варки макарон (к тому же неисправные),
Первое время (до оборудования нормального камбуза) питание моряков обеспечивалось несколькими армейскими походными кухнями, почти круглосуточно дымившими на палубе.
В холодное время, в особенности при минусовых температурах наружного воздуха, в кубриках под палубой полубака, не имевшей изоляции, личный состав находился под сплошным конденсатным «дождем» от обильного отпотевания. Для отдыха служили двух- и трехъярусные койки, размещенные буквально «впритык» друг к другу в проходных кубриках.
В связи с бытовыми трудностями первоочередными ремонтно-восстановительными работами на линкоре явились оборудование камбуза для команды, изоляция экспанзитом жилых и служебных помещений под палубой полубака, а также переоборудование части санузлов, умывальников и душевых.
В середине мая 1949 года линкор поставили в Северный док Севморзавода (г. Севастополь). При этом специалисты были поражены как изяществом обводов подводной части, так и характером ее обрастания. Интенсивно оброс ракушкой лишь район переменной ватерлинии, а остальная часть, покрытая пастой неустановленного состава, почти не обросла. Но в неудовлетворительном состоянии оказалась донно-забортная арматура. Более того, как писал последний командир БЧ-5 линкора И. И. Резников, при очередном ремонте обнаружилось, что почти полностью заросли ракушкой трубопроводы пожарной системы, пропускная способность которых уменьшилась в несколько раз.
Уже в июле 1949 года «Новороссийск» принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана. При этом естественно, что вооружение и системы управления огнем не соответствовали требованиям времени, механизмы в результате интенсивной службы и плохого ухода оказались в запущенном состоянии, да и системы жизнеобеспечения корабля нужно было приспособить под новые стандарты. 
В последующие шесть лет на корабле постепенно был выполнен значительный объём работ по ремонту, частичной замене и модернизации боевых и технических средств. С 1950 по 1955 год линкор семь раз находился в заводском ремонте:
  • 12 мая — 18 июня 1949 года — докование, Севморзавод (г. Севастополь);
  • июль 1950 года — текущий ремонт, Севморзавод;
  • 29 апреля — 22 июня 1951 года — докование, Севморзавод;
  • октябрь 1951 года — текущий ремонт, Севморзавод;
  • июнь 1952 года — отдельные работы, СРЗ № 13 (г. Севастополь);
  • ноябрь 1954 года — текущий ремонт, Севморзавод;
  • 13 февраля — 29 марта 1955 года — докование, Севморзавод.
В ходе выполненных работ на линкоре установили советские зенитные автоматы (24 штуки 37-мм спаренных орудий В-11, шесть 37-мм автоматических пушек 70-К) и радиолокационную станцию «Залп-М», переделали фок-мачту, модернизировали приборы управления стрельбой главного калибра, установили средства радиосвязи и внутрикорабельной связи, заменили аварийные дизель-генераторы, провели частичный ремонт главных и вспомогательных механизмов (в частности, установили новые турбины Харьковского завода, благодаря чему линкор показал скорость в 27 узлов). Однако некоторые недостатки так и не были устранены вплоть до октября 1955 года.
От идеи перевооружить линкор отечественными 305 мм (длина ствола 52 кал.) орудиями отказались и даже начали производство боезапаса для итальянских орудий.Эти орудия были способны стрелять на расстояние до 32 км более чем полутонными снарядами, размеры которых позволяли разместить в них атомные взрывные устройства малой мощности и превратить линкор в носитель тактического атомного оружия.
Мощное вооружение и броня до 280 мм толщиной, большая дальность плавания, отличная управляемость и скорость хода, насыщенность первоклассной аппаратурой и техникой, особенно после дооборудования и дооснащения в СССР, ставили этот линкор в один ряд с лучшими подобными иностранными и советскими кораблями. Но и среди них один только «Новороссийск» полностью подходил для «ядерного эксперимента».
В мае 1955 года «Новороссийск» вошёл в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке, скрытно нацеленной на определенную ему специализацию.
Летом того же года «Новороссийск» на «отлично» выполнил зачетные артиллерийские стрельбы своим главным калибром по морской и береговой целям. К этому времени в СССР уже были изготовлены новые, более мощные снаряды. И после ноябрьских праздников намечался выход линкора за ними в Новороссийск.
28 октября 1955 года «Новороссийск» после более чем месячной стоянки в базе совершил не планировавшийся кратковременный выход в море. Утром он снялся с якорных бочек №3, находившихся в 300 м от южного берега Северной Севастопольской бухты и направился в морской полигон для проведения артиллерийской стрельбы (Это якорное место ранее принадлежало линкору «Севастополь», к тому времени выведенному из боевого состава эскадры). Вечером корабль возвратился в базу. Перед входом в гавань было получено приказание от оперативного дежурного штаба эскадры, находившегося на другом корабле, встать на те же якорные бочки и принять на борт персонал штаба.
В 18 часов «Новороссийск» направился к указанному месту. При подходе к носовой бочке №3 линкор, управляемый не очень опытным в швартовке старпомом, капитаном 2-го ранга Г. Хуршудовым, замещавшим убывшего в отпуск командира, отдал якорь несколько в стороне от обычного места. Потом с помощью подборки якорь-цепи и подошедшего буксира положение корабля было выправлено, и он встал на левый якорь и обе бочки №3. Но занял между ними нештатное положение, на десяток метров сдвинутое к кормовой бочке. Выравнивание отложили до утра (Глубина воды там составляла 17 метров воды и еще около 30 метров вязкого ила.). После швартовки часть экипажа, включая вр. и. о. командира, убыла на берег. На борту оставались более полутора тысяч человек: часть экипажа и новое пополнение (200 человек), курсанты морских училищ и солдаты, накануне прибывшие на линкор. Старшим на борту среди линкоровцев остался помощник командира капитан 2-го ранга З. Сербулов, опытный моряк, прошедший войну.
  • 29 октября в 1 час 30 минуту 48,5 секунд Под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв (некоторым он показался сдвоенным), эквивалентный 1000—1200 кг тротила.С правого борта в подводной части корпуса образовалась пробоина площадью более 150 квадратных метров, а с левого борта и вдоль киля- вмятина со стрелкой прогиба от 2-х до 3-х метров.Общая площадь повреждений подводной части корпуса составляла около 340 квадратных метров на участке длиной 22 метра. Корабль погрузился в темноту: отключилось освещение, сигнализация, радиотрансляция, многие механизмы вышли из строя… Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек и были ранены около 130. Вахтенные и те разбуженные моряки, кто вместе с Сербуловым выбежали на верхнюю палубу и пробрались в переднюю часть линкора, в свете прожекторов с соседних кораблей увидели двухметровый пролом в середине броневой палубы бака, с трещинами, доходившими до бортов. Рваные края пролома были скручены, словно бумажные. Некоторые из покореженных стальных листов касались стволов орудий первой артиллерийской башни главного калибра. Из впадины тянуло пороховой гарью, были слышны стоны, крики о помощи, шум поступавшей воды. Внутри пролома плавали люди, пытавшиеся выбраться из него, на палубе в темноте белели останки тел моряков. Все вокруг покрывал толстый слой черного ила, выброшенного взрывом со дна. .
  • 1час 31 минута  Голосом объявлена "Аварийная тревога". Появился дифферент на нос и крен 1-2 градуса правого борта.
  • 1час 32 минуты На кораблях эскадры ЧФ и рейдовых постах объявлена "Боевая тревога". Дана команда аварийным партиям приготовиться к переброске на линкор.
  • 1час 33 минуты На линкоре ударами в рынду продублирован сигнал аварийной тревоги. Началась эвакуация раненых с района взрыва. Первый доклад с корабля в штаб ЧФ о причине взрыва ("Очевидно, взорвался бензосклад").
  • 1час 34 минуты Дифферент на нос увеличился до 3-4 градусов (осадка носом - до 5м, "до полуклюзов"), крен 1-2 градуса правого борта.
  • 1час 35 минут Вода выступила через пробоину выше броневой (средней) палубы. Оперативный дежурный штаба флота доложил о взрыве начальнику штаба флота.
  • 1час 36 минут На линкоре запустили кормовые дизели и подали электропитание на освещение и трансляцию. Объявлена "Боевая тревога" по трансляции. Даны семафоры "Нуждаюсь в помощи", "Нуждаюсь в медицинской помощи". Исполняющий обязанности командира корабля З.Г.Зербулов прибыл на место взрыва. Носовая оконечность погружается, над водой осталось 1,75м верхеней части форштевня. 
  • 1час 37 минут Приступили к работе аварийные партии корабля. Запущены насосы пожарной магистрали и водоотливной системы на откачку воды. Начали спрямление корабля.
  • 1час 39 минут Началась погрузка раненых на барказы.1час 40 минут Крен на правый борт достиг 3 градуса. Дифферент увеличился, верхняя часть форштевня находилась от воды в 1,5м. Оповещены о взрыве командующий флотом и член военного совета. С кораблей эскадры началась отправка аварийных партий, медицинского персонала и буксиров к линкору.
  • 1час 41 минута Исполняющий обязанности командира корабля вызвал на палубак из поста энергетики и живучести исполняющего обязанности командира БЧ-5, который доложил о затоплении кубриков №29 и 30 на 10й платформе (карапасная, нижняя палуба), поступлении воды в кубрик №14 на броневой палубе. Доклад исполняющего обязанности командира БЧ-5 о поступлении воды снизу в погреб №11-й башни главного колибра. Доклад поста энергетики и живучести и главного командного пункта о прогреве вспомогательных механизмов и готовности к прогреву котлов и турбин. Носовая оконечность корабля продолжала погружаться.
  • 1час 43минуты На линкор прибыла аварийная партия с крейсера "Михаил Кутузов" - 95 человек. Дифферент на нос до уровня палубы полубака. якорная цепь с глагольком ушла под воду. Затоплены трассовая и другие помещения в носовой оконечности корабля. Раненые отправлены на берег.
  • 1час 46 минут Броневая палуба в районе пробоины ушла под воду. Из кубрика №14 вода стала проникать через деформировавшуюся дверь в переборке на 51-м шпангоуте в кубрик №15 и через незакрытые иллюминаторы в помещения носовой части корабля. Оперативный дежурный на линкоре передал семафор: "Нуждаюсь в помощи аварийно-спасательной службы". К линкору отошли буксиры и катера, на корабль прибыла аварийная партия с крейсера "Фрунзе" - 56 человек. 
  • 1час 50 минут Начата откачка воды буксиром МБ-131 из аварийных помещений через пробоину в палубе корабля, но фактически "из моря в море". Прибыли аварийные партии с крейсеров "Керчь" и "Молотов". В штаб флота прибыли командующий флотом, начальник штаба флота, член военного совета и начальник оперативного управления штаба Черноморского флота.
  • 1час 51 минута Носовая оконечность корабля погрузилась до 0,25м верхней части форштевня. Затоплен снарядный погреб №1, в погреб №2 начала просачиваться вода. Вода затопила кубрик №1 и стала распространяться по батарейной (верхней) палубе в кубрик №4, проникать сверху и через сальники электропроводки в зарядный погреб №2. Личный состав продолжает ставить подпоры на переборки и конопатить щели. 
  • 2часа 00 минут В результате спрямления корабля крен на правый борт уменьшился до 1-1,25градуса. Дифферент на нос увеличился, гюйсшток начал уходить основанием под воду. Оперативный дежурный флота приказал дежурному по кораблю буксировать линкор на мелкое место. Буксир начал разварачивать корму линкора к берегу. На корабль прибыл командующий флотом Пархоменко, начальник штаба флота Чурсин и член Военного совета Кулаков и заслушали доклад дежурного по кораблю. Всего 7 адмиралов, 28 старших офицеров и 40 младших офицеров прибыло на линкор.
  • 2часа 1 минута. Командующий флотом приказал прекратить буксировку кормы к берегу и вызвал из поста энергетики и живучести командира БЧ-5. Матусевич доложил, что корабль принял 1500-2000т воды (в действительности 3200т), метацентрическая высота уменьшилась до 1м, вода поступает с нижних помещений. Ведется борьба за непотопляемость корабля.2часа 3 минуты. Крен корабля на правый борт ликвидирован, корабль спрямлен перекачкой топлива. вода фантанировала на палубу через сточную систему и шпигаты, через вентиляционную систему начала поступать сверху в забашенное отделение и в погреба 2-й башни. 
  • 2часа 5 минут. На линкор прибыл исполняющий обязанности командующего эскадрой контр-адмирал никольский и получил приказание от командующего флотом вступить в исполнение обязанностей командира корабля. Однако он посчитал, что вступил в исполнение обязанностей командующего эскадрой, и остался на шкафуте.2часа 10 минут. Вода затопила батарейную палубу в районе взрыва, в носовых гальюнах. Личный состав ставил подпоры на переборки и двери между кубриками №15, 17 и 18 и в других помещениях. Распространение воды по верхним палубам корабля приостановлено.
  • 2часа 11 минут. Спасательному судну "Карабах" приказано следовать к линкору с начальником аварийно-спасательной службы флота.
  • 2часа 15 минут. Носовая оконечность линкора продолжала погружаться.
  • 2часа 17 минут.Спасательное судно "Карабах" отошло к линкору. По прибытию к кораблю ему было дано приказание откачивать воду из погреба №1, а не из сквозной пробоины.
  • 2часа 20 минут. Линкор находится на ровном киле, носовая часть корабля полностью погрузилась в воду, нижняя часть носоврй оконечности стала уходить в ил на дне бухты. Корма поднялась. Командующий флотом отдал приказание буксировать корабль на мелкое место. Начата буксировка кормы к берегу со стороны левого борта. Отдана команда перерезать бридель на носовой бочке №3 с правого борта. С левого борта якорная цепь ушла под воду и намертво держала линкор, не позволяя отвести его на мелкое место. Вызван второй буксир для буксировки кормы линкора.
  • 2 часа 30 минут Корма линкора начала разворачиваться влево к берегу. 
  • 2 часа 32 минуты.Появился крен на левый борт.
  • 2 часа 35 минут.На корабль прибыл и.о. командира корабля, старший помощник капитан 2 ранга Хуршудов и получил приказание от Никольского вступить в командование кораблем. Хуршудов поднялся на главный командный пункт и получил информацию: крен на левыё борт 6 градусов, вода на полубаке дошла до 2-й башни главного калибра, продолжает поступать в 16-й и фильтруется из 17-ого в 20-ё кубрик. Буксир тянет корму левым бортом к берегу. Вода блокируется на броневой палубе в районе кормовой переборки 15-ого кубрика и по батарейной в 4-м кубрике. Приняв информацию, Хуршудов убыл в кубрик № 7 (над постом энергетики и живучести корабля) для выяснения обстановки, посчитав, что ему приказано возглавить борьбу за живучесть корабля, а не вступить в командование линкором.В результате грубого нарушения устава корабельной службы на линкоре оказались одновременно 4 командира корабля. Ни один и них не находился на главном командном пункте и не согласовывал свои действия с постом энергетики и живучести корабля. 
  • 2 часа 37 минут.Линкор развернут перпендикулярно к берегу. 
  • 2 часа 38 минут. Крен на левый борт достиг 5-6 градусов. Вода начала распространяться по броневой палубе через кубрики № 6 и 8 в корму корабля по левому борту поверх  цитадели линкора. 
  • 2 часа 42 минуты.Вода на броневой палубе начала поступать из кубрика № 18 и люка в кубрик № 20, поднялась до комингса. Появились большие массы воды со свободной поверхностью на верхних палубах цитадели корабля. 
  • 2 часа 58 минут. Вода через кубрик № 18 стала подниматься вверх в кубрик № 4 на батарейной палубе. 
  • 2 часа 59 минут. Крен на левый борт увеличивался, носовая оконечность продолжала опускаться. 
  • 3 часа 00 минут.Носовая оконечность погрузилась до 2-й башни главного калибра, левый борт опустился в воду до кормовой башни. При дифференте на нос затопило броневую и батарейную палубы до 75-100 шп, крен достиг 6 градусов левого борта. Вода начала распространяться по броневой палубе левого борта через открытые отверстия для монорельса погрузки и перемещения боезапаса под батарейной палубой. Заделка их производилась подушками и простынями. Начали заполнять кормовые креновые отсеки правого борта водой посредством насосов. Ставятся подпоры между кубриками № 18 и 20, 19 и 21. Крен задержан на 6 градусов левого борта. 
  • 3 часа 15 минут.Переборка между кубриками № 14 и 15 не выдержала, вода пошла в кубрик № 16 и через нештатное отверстие в переборке для карабельной автоматической телефонной станции на 74-м шп в кубрик № 18 по левому борту, продолжала распространяться через лючки для монорельса и открытые иллюминаторы офицерских кают по палубам левого борта. Дана команда по трансляции: «Задраить иллюминаторы». Остановлен генератор 2-й электростанции, вода начала поступать через неплотности в сварке кренового отсека № 2 во 2-ю электростанцию, а также сверху через шахту вентиляции с верхней палубы и через люк с броневой палубы. 
  • 3 часа 20 минут.Носовая оконечность погрузилась в воду до середины гюйсштока. В кубрик № 20 вода поступает фонтанами через шпигаты, в кубрике № 22 лопнула палуба и снизу в кубрик стала поступать вода. И.о. командира БЧ-5 Матусевич и пришедший в пост энергетики и живучести корабля на помощь начальник техуправления ЧФ капитан 1 ранга Иванов приняли решение затопить 4-ю электростанцию и румпельное отделение, но оно не было принято командованием флота. Продолжали заполнять водой креновые отсеки. 
  • 3 часа 30 минут. Крен 6 градусов левого борта, носовая оконечность продолжала погружаться, гюйсшток над водой 0.5 м. На юте построены 800-1000 человек личного состава корабля из затопленных помещений, не занятых борьбой за живучесть 
  • 3 часа 45 минут. Носовая часть затоплена до 57 шп, включая погреба 1-й башни главного калибра, и продолжает медленно опускаться. Вода на палубе полубака дошла до 1-й башни. Видя, что поступление воды остановить не удается, а появившийся крен на левый борт увеличивается, вызванный с берега врио командира линкора Хуршудов предложил командующему флотом вице-адмиралу Пархоменко эвакуировать часть команды, которая после затопления боевых постов стала собираться на корме и вместе с моряками с других кораблей насчитывала сотни человек. Комфлотом отрезал: «Не будем разводить панику!» Ведь тогда устав требовал вести борьбу за живучесть до конца, ибо считалось, что, спасая корабль, экипаж спасает себя. 
  • 3 часа 49 минут.Предпринята попытка буксировать линкор за носовую оконечность корабля. Попытка окончилась безрезультатно, так как носовая часть была погружена в воду, опустилась в ил, а якорь и якорная цепь не были отданы.Вновь начата буксировка кормы линкора к берегу по приказаниям Чурсина, Никольского и Сербулова 
  • 3 часа 50 минут.Дифферент на нос увеличился, за кормой корабля из воды показался руль. Спасательное судно «Карабах» и буксир МБ-39 тянули корабль буксирными концами, заведенными за боковые кнехты линкора, к берегу. От этого корабль наклонялся сверху вниз, все более заваливаясь на левый борт. Корабль подтянули к берегу всего лишь на 10 м, далее он не двигался, но буксиры продолжали тащить его. 
  • 3 часа 55 минут. Резкий толчок на левый борт. Крен достиг 10-12 градусов левого борта и начал непрерывно увеличиваться. Большие массы воды со свободной поверхностью начали распространяться по палубам корабля над машинными и котельными отделениями. 
  • 3 часа 59 минут. Командир дивизиона живучести БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Городецкий послал трюмного на клапана затопления 4-й башни главного калибра и приказал одновременно затопить 4-ю электростанцию. Эти приказания не были выполнены. Дифферент на нос увеличился. Буксировка кормы к берегу продолжалась, что только способствовало увеличению крена. Связь по УКВ линкора с оперативным дежурным штаба флота прекратилась. Обязанности флагманского корабля эскадры были возложены на крейсер «Фрунзе» 
  • 4 часа 00 минут. В посте энергетики и живучести корабля по кренометру отмечен крен 17 градусов левого борта. Капитан-лейтенант Ходов спустился в пост энергетики и живучести корабля и предложил Матусевичу и Городецкому покинуть пост энергетики и живучести корабля. Они отказались.Никольский вновь просит разрешения у командующего флотом и члена Военного совета снять с корабля личный состав, построенный на юте, они вновь отказали. Однако в связи с возрастанием крена приказали буксирам подходить к борту для посадки на них личного состава, свободного от борьбы за живучесть корабля. На буксиры сходят несколько десятков человек. 
  • 4 часа 4 минуты. Городецкий отдал команду затопить креновые отсеки № 9, 11 и 13. 
  • 4 часов 5 минут. Начальник Технического управления флота инженер-капитан 1 ранга Иванов, поднявшись из ПЭЖа на ют, доложил командующему флотом, что крен – 20 градусов и что принято решение топить креновые отсеки. Командующий флотом приказал: «Действуйте». Иванов вновь ушел в пост энергетики и живучести корабля. Флагманский инженер-механик дивизии крейсеров Бабенко доложил члену Военного совета вице-адмиралу Кулакову о серьезном положении корабля. Вода появилась в кубриках № 8 и 12.. 
  • 4 часа 8 минут. Корабль продолжает непрерывно крениться на левый борт, носовая часть погружается, кормовая поднимается, над водой виднелась 0.33 высоты руля. 
  • 4 часа 10 минут. Крен на левый борт стал резко увеличиваться. На корабле погас свет. ОД штаба флота приказал кораблям эскадры освещать линкор и послать катера к его борту для спасения личного состава. Аварийные партии линкора продолжали борьбу за живучесть корабля, аварийные партии других кораблей продолжали покидать линкор. 
  • 4 часа 12 минут. Корабль сильно накренился на левый борт. И.о. командира БЧ-5 старший лейтенант Астафьев приказал своему личному составу покинуть командный пункт связи, но сам остался. На линкоре выключились флагманские огни. Кто-то из офицеров прокричал команду: «Открыть кингстоны!» Старшина трюмных машинистов Касилов попрощался с товарищами на юте и пошел вниз. 
  • 4 часа 13 минут. И.о. командира корабля Хуршудов доложил командующему флотом, что до критического крена осталось 2-3 градуса. Командующий приказал быстрее топить креновые отсеки. Аварийная партия крейсера «Михаил Кутузов» во главе с замполитом командира дивизиона движения БЧ-5 крейсера ст.лейтенантом Дмитриевым стала сходить с покрытой водой палубы левого борта в свой барказ. 
  • 4 часа 14 минут. Линкор угрожающе накренился. Крен 20 градусов левого борта, осадка носом 19.5 м, кормой – 6 м, корабль принял 7100 тонн воды и имел отрицательную метацентрическую высоту (-0.5 м). Отдана команда личному составу на юте перейти на правый борт и держаться за леера. Предметы на палубе начали срываться и катиться вниз к левому борту. На спасательном судне «Карабах», стоявшему в корме по правому борту, подали команду: «Отдать кормовой буксир» и перерубили буксирный трос. Линкор дернулся и стал опрокидываться. Из группы адмиралов на юте послышалась команда: «В воду!». 
  • 4 часа 15 минут. Линкор «Новороссийск» опрокинулся, перевернувшись вверх килем через левый борт на 172 градуса и через мгновение уткнулся мачтами в грунт.
В 22 часа того же дня корпус полностью исчез под водой. Начался второй акт трагедии, жертвами которой стали сотни моряков, оказавшихся в воде. Одетые в бушлаты и рабочее платье, они барахтались, образуя возле бортов живое поле. Многие быстро тонули, затянутые в глубину одеждой. Да и из умевших плавать не все смогли вынырнуть на поверхность после падения поднятой кормы, бортов и надстроек. Небольшая часть моряков смогла взобраться на днище перевернутого корабля. Другие отплывали в сторону, их подбирали спасательные средства, а раздевшиеся в воде доплыли до близкого берега самостоятельно. Стресс от пережитого был такой, что у некоторых моряков, помогавших доплыть другим и добравшихся до берега, не выдерживало сердце. Выйдя из воды, они падали замертво.
Моряки со спасателя подводных лодок «Бештау», не дожидаясь указаний «сверху», вскрыли обшивку днища в корме линкора. Через разрез вызволили семь моряков. Успех окрылил. Стали резать днище и в других местах, но безрезультатно. А вскоре из отверстий с нарастающей силой стал вырываться воздух, сжатый давлением воды.
Запоздалые попытки заварить прорези ничего не дали. Линкор из-за выхода воздуха стал погружаться в глубину, и к утру 30 октября полностью затонул. В последние минуты перед погружением по опытному образцу прямой разговорной звукоподводной связи, доставленной к месту аварии, было слышно, как моряки, находившиеся внутри корабля, прощаясь с жизнью, пели «Варяга».
Спустя сутки были обнаружены живые в одном из кормовых кубриков. Туда немедленно отправили несколько водолазов. С большим трудом они извлекли двух матросов, уже по горло находившихся в воде. В другом месте линкора стуки продолжались более 63 часов. 1 ноября водолазы перестали слышать какие-либо стуки из отсеков. Так закончился третий акт трагедии.
Торжественные похороны первых 42 погибших прошли 31 октября на центральном городском кладбище. Проводили их все уцелевшие линкоровцы. Одетые в новое обмундирование, они прошли четким строем через весь город. Это был их последний сухопутный парад – ведь празднование по случаю 7 ноября в Севастополе никто не отменил. Как и вечернюю праздничную иллюминацию кораблей, и торжественное собрание с концертом. В то время объявлять траур, кроме как по случаю смерти вождей, у нас не было принято.
В катастрофе погибло 604 человека, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.
В результате катастрофы пострадал командующий ВМФ адмирал Кузнецов. Министр обороны Жуков вызвал его к себе, орал матом и закончил "Пошел вон!". Кузнецова сняли с должности, лишили звания адмирала и отправили в отставку (Злые языки связывали эту отставку с критическими замечаниями адмирала в адрес Хрущева по части передачи Крыма Украине).
Летом 1956 года экспедиция особого назначения ЭОН-35 приступила к подъёму линкора методом продувания. При продувке одновременно использовались 24 компрессора общей производительностью 120—150 м³ свободного воздуха в минуту. Подготовительные работы завершились в апреле 1957 года и с30 апреля начали предварительную продувку. Генеральную продувку начали 4 мая, и в тот же день линкор всплыл кверху килем — сначала носовая оконечность, а потом корма. Днище поднялось над водой примерно на 4 м. При подъёме корабля на дне осталась третья башня главного калибра, которую пришлось поднимать отдельно.
14 (по другим данным 28) мая корабль отбуксировали в Казачью бухту (куда был пробит соответствующий фарватер) и перевернули. В дальнейшем корабль был разобран на металл и передан на завод «Запорожсталь». Стволы 320-мм орудий до1971 года лежали напротив Морского училища, в дальнейшем были проданы США.
 Для выяснения причин взрыва была создана правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета Министров СССР министром судостроительной промышленности генерал-полковником инженерно-технической службы Вячеславом Малышевым. Еще в 1946 году, ознакомившись с чертежами "Джулио Чезаре", Малышев рекомендовал отказаться от этого приобретения. Но Сталина он переубедить не сумел.
Свое заключение комиссия дала через две с половиной недели после катастрофы.  17 ноября заключение комиссии было представлено в ЦК КПСС, который выводы принял и одобрил.
Причиной катастрофы, был назван "внешний подводный взрыв (неконтактный, донный) заряда с тротиловым эквивалентом 1000-1200 кг". Наиболее вероятным признали взрыв немецкой магнитной мины, оставшейся на грунте после Великой Отечественной войны.
Что же касается ответственности, то прямыми виновниками гибели значительного количества людей и линкора "Новороссийск" были названы командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко, и.о. командующего эскадрой контр-адмирал Никольский и и.о. командира линкора капитан 2 ранга Хуршудов. Комиссия отметила, что прямую ответственность за катастрофу с линкором "Новороссийск" и особенно за гибель людей несет также и член Военного совета Черноморского флота вице-адмирал Кулаков.
Командира линкора Кухту понизили в звании и отправили в запас. Также были сняты с должности и понижены в звании: командир дивизии охраны водного района контр-адмирал Галицкий, и.о. командующий эскадрой Никольский и член Военного совета Кулаков. Через полтора года они были восстановлены в званиях. Командующему флотом вице-адмиралу Виктору Пархоменко был объявлен строгий выговор, а 8 декабря 1955 года он был снят с должности. Никаких судебных действий в отношении него не производилось. В 1956 году был снят с должности командующий ВМФ СССР адмирал Н.Г.Кузнецов.
Комиссия также отметила, что "матросы, старшины и офицеры, а также офицеры, руководившие непосредственной борьбой за спасение корабля, - и.о. командира БЧ-5 т. Матусевич, командир дивизиона живучести т. Городецкий и помогавший им начальник технического управления флота т. Иванов умело и самоотверженно вели борьбу с поступавшей на корабль водой, хорошо знали каждый свое дело, проявляли инициативу, показали образцы мужества и подлинного героизма. Но все усилия личного состава были обесценены и сведены на нет преступно-легкомысленным, неквалифицированным и нерешительным командованием..."
На основании доклада правительственной комиссии командованием Черноморского флота в ноябре 1955 года исполняющему обязанности главкома ВМФ СССР адмиралу Горшкову были отправлены представления о награждении орденами и медалями всех погибших вместе с линкором моряков и 117 человек из числа тех, кто уцелел при взрыве В Севастополь, в штаб флота, доставили необходимое количество наград. Но награждение так и не состоялось. На представлении рукой начальника управления кадров ВМФ той поры была сделана пометка: "Адмирал т. Горшков не считает возможным выходить с таким предложением".
Только в 1996 году  правительство РФ дало соответствующие поручения Министерству обороны, ФСБ, Генпрокуратуре, Российскому государственному морскому историко-культурному центру и другим ведомствам.Поскольку к тому времени уже не было ни государства, под военно-морским флагом которого погиб "Новороссийск", ни советских орденов,Вместо 6 орденов Ленина, 64 орденов Красного Знамени, 10 орденов Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 191 ордена Красной Звезды, 448 медалей "За отвагу", "За боевые заслуги" все "новороссийцы" были награждены орденами Мужества.
По странному стечению обстоятельств линкор «Новороссийск» погиб на том же самом месте, где в 1916 году взорвался, а затем перевернулся линкор «Императрица Мария» — история как бы повторилась еще раз через 49 лет!  

Версии о причинах взрыва

Первая версия.

Взрыв бензосклада или артиллерийских погребоа

Обе эти версии были отметены практически сразу же. Емкости бензосклада на линкоре пустовали задолго до катастрофы. Что касается погребов, то если бы они рванули, от линкора вообще мало бы что осталось, причем на воздух взлетели бы еще и пять крейсеров, стоявших рядом. К тому же эту версию сразу опрокинули показания моряков, местом боевой службы которых являлась 2-я башня главного артиллерийского калибра, в районе которой линкор и получил пробоину. Было точно установлено, что 320-миллиметровые снаряды остались в целости и сохранности. Дополнительно несостоятельность этой версии было подтверждено после обследования корпуса: характер разрушений указывал на то, что взрыв произошёл снаружи.

Официальная версия

Согласно официальной версии, выдвинутой правительственной комиссией (она расследовала причину катастрофы всего лишь неделю), линкор подорвался на донной магнитной мине, установленной немцами в 1944 году при уходе из Севастополя.мины в севастопольских бухтах были не редкостью начиная со времен Гражданской войны. Бухты и рейд периодически очищались от мин с помощью тральщиков и водолазных команд. В 1941 году, при наступлении немецких армий на Севастополь, ВВС и ВМС Германии минировали акваторию и с моря, и с воздуха - мин разных типов и назначения было выставлено ими несколько сотен. Одни сработали еще в период боев, другие были извлечены и обезврежены уже после освобождения Севастополя в 1944 году. Позже севастопольские бухты и рейд регулярно протраливались и осматривались водолазными командами. Последнее такое комплексное обследование было проведено в 1951-1953 годах. В 1956-1958 годах, уже после взрыва линкора, в Севастопольской бухте обнаружили еще 19 немецких донных мин, в том числе три - на расстоянии менее 50 метров от места гибели линкора.В пользу минной версии говорили и показания одних водолазов. Как свидетельствовал командир отделения Кравцов: "Концы обшивки пробоины загнуты вовнутрь. По характеру пробоины, заусенцам от обшивки, взрыв был с внешней стороны корабля".Другие водолазы замечали, что продольный и поперечный набор корпусов кораблей от взрывов мин, включая палубы, деформируется, появляются гофры и разрывы в броне, заклепки вылетают. На «Новороссийске» пробоина выглядела иначе: она была сильно вытянута по длине (целых 27 метров!). К тому же источники электропитания вытраленных в 1950-х годах донных мин оказывались разряженными, а взрыватели — неработоспособными. Против немецких мин свидерельствует и то, что взрыв произошел через 8 часов швартовки линкора, а все немецкие мины имели часовые интервалы, кратные только 6 часам. До трагедии на бочке № 3 швартовались "Новороссийск" (10 раз) и линкор "Севастополь" (134 раза) в разное время года - и ничего не взрывалось. К тому же выяснилось, что на самом деле были два взрыва, причем такой силы, что на дне возникли две большие глубокие воронки, которые взрыв одной мины оставить не может.

Торпедная атака

При обследовании обстоятельств взрыва правительственная комиссия обнаружила, что на момент взрыва корабли дивизии охраны водного района, на которые была возложена обязанность стеречь вход на главную базу Черноморского флота, находились совсем в другом месте. То есть в ночь катастрофы внешний рейд никем не охранялся; сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы бездействовали. Такк, что подводная лодка противника могла войти в бухту, выбрать позицию и нанести торпедный удар. Следует однако оговориться, что для полноценной атаки обычной лодке вряд ли хватило бы глубины. Речь могла идти только о малой или карликовой подводной лодке. Однако при изучении характера повреждений, полученных линкором, комиссия не нашла характерных примет, соответствующих удару топеды.

Диверсия боевых плавцов

Итальянские боевые плавцы

В выводах государственной комиссии не исключалась возможность диверсии.В пользу этой версии говорило то, что прежде чем встать под красный флаг "Новороссийск" был итальянским кораблем. А самый грозный подводный спецназ во время Второй мировой войны - «Дечима МАС»  ("10-я штурмовая флотилия"), был у итальянцев. К тому же во время войны 10-я флотилия базировалась в портах Крыма (на подступах к Севастополю).  Накануне передачи линкора СССР в Италии открыто звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом. В частности командир "10-й штурмовой флотилии" «чёрный князь» Джунио Валерио Боргезе, убежденный антикоммунист, якобы публично поклялся после передачи линкора СССР отомстить за такое унижение Италии.В его книге «Морские дьяволы» одна из глав называется «10-я флотилия в Черном море. Участие в осаде Севастополя». В марте 1942 года немцы попросили своих итальянских союзников помочь в организации блокады Севастополя с моря. В Крым перебросили подразделение 10-й флотилии. Вскоре начались боевые действия, которые «проводились каждую ночь, если позволяли условия, погода и состояние моря», вспоминает Боргезе. Так что Итальянцы, родоначальники подводных диверсионных отрядов, прекрасно знали театр возможных действий. В пользу диверсии говорит и тот факт,что взрыв произошел в наиболее уязвимм месте, не прикрытом системой противоминной защиты, – носовой часть с расположенными там артпогребами. Про это место прежде всего должны были знать создатели корабля.Известно, что18 декабря 1941 года итальянцы на карликовых подводных лодках скрытно проникли в гавань Александрии и прикрепили магнитные взрывные устройства к днищам английских линкоров "Вэлиэнт" и "Куин Элизабет". Гибель этих кораблей позволила итальянскому флоту на долгое время перехватить в свои руки инициативу в боевых действиях на Средиземном море..Как свидетельствуют рассекреченные разведывательные сводки штаба Черноморского флота, по весьма странному совпадению именно в самом конце октября итальянские торговые суда к 29 октября 1955 года  дружно покинули акваторию порта,а одно из них, выйдя из порта, прошло в нейтральных водах возле Севастополя. любопытно также, что князь Боргезе вскоре после подрыва «Новороссийска» переселился в Испанию. Существует также упорный слух, что якобы после гибели «Новороссийска» в зарубежной прессе промелькнуло сообщение, в котором говорилось, что за выполнение некоего специального задания высшими военными наградами была отмечена группа итальянских военнослужащих. С учетом боевого потенциала первоклассных итальянских аквалангистов, пилотов малых подлодок и управляемых торпед, а также принимая во внимание разгильдяйство в вопросах охраны главной базы Черноморского флота, версия о подводных диверсантах вполне может выглядеть приблизитнльно следующим образом: 21 октября 1955 года из итальянского порта вышел грузовой пароход и направился в Черное море в один из днепровских портов под погрузку пшеницей.В трюме был оборудован специальный "карман" для подводной мини-лодки. Курс и скорость были расчитаны так, чтобы пройти траверс маяка Херсонес в полночь 26 октября в 15 милях. Придя в заданную точку, пароход выпустил из специального выреза в днище мини-субмарину (назовем ее "Пикколо") и ушел своим курсом. «Пикколо» прошла в район внешней севастопольской бухты Омега, где пловцы устроили подводную базу – выгрузили дыхательные баллоны, взрывчатку, гидробуксиры и др. С темнотой вышли обратно в море в ожидании сигнала. Наконец получили сигнал, вернулись в бухту Омега в нужном месте. Переоделись в скафандры и, захватив все необходимое, при помощи гидробуксиров поплыли к объекту. Они дважды возвращались в бухту Омега за взрывчаткой в магнитных цилиндрах.Мощные мины были поставлены как раз там, где уже несколько дней кряду стоял, готовясь к параду 7 ноября, "Новороссийск", - у швартовой бочки N3. С заходом солнца все закончили, приплыли в Омегу и прошлюзовались в «Пикколо». С темнотой вышли в море, там дождались своего парохода, поднырнули под матку, днище захлопнули, воду откатали. Три долгожданных удара по рубке известили, что люк можно открывать. Все. Операция закончена. В начале 90-х годов тогдашний главком ВМС Италии адмирал Гуидо Вентуриони во время визита в Москву заявил на брифинге, что не исключает причастности к случившемуся с «Новороссийском» спецслужб его страны.К тому же следует учесть, что в соответствии с принятой в НАТО терминологией, морские диверсанты Италии выполняют следующие группы задач: операции непосредственного воздействия; специальную разведку; антитеррористические операции; гуманитарные операции. К операциям непосредственного воздействия относятся рейды и диверсии, проводимые в тылу противника, атаки морских объектов, к которым относятся как военные корабли противника, так и иные плавсредства, а также нефтяные платформы, находящиеся в море. Кроме того, в эту группу задач входят налеты на береговые элементы инфраструктуры портов и военно-морских баз.

Английские боевые плавцы

Вторым подразделением мира, способным на подобную диверсию, была 12-я флотилия Военно-морских сил Великобритании. Командовал ею на то время капитан 2 ранга Лайонел Крэбб (считался одним из лучших подводных диверсантов британского флота). К тому же после войны пленные итальянские боевые пловцы консультировали специалистов из 12-й флотилии.
В пользу этой версии выдвигается следующий аргумент - как было сказано выше советское командование хотело оснастить "Новороссийск" ядерным оружием.  Великобритания, представляющая собой остров, в этом случае оказывалась наиболее уязвимой мишенью для советских ВМС. В случае применения атомных взрывных устройств возле западного побережья Англии, с учетом розы ветров, которые в тех краях круглый год дуют на восток, радиационному заражению подверглась бы вся страна.
И еще один факт - у англичан накануне передачи корабля ВМФ СССР было время найти его наиболее уязвимое место.К тому же в конце октября 1955 года британская средиземноморская эскадра проводила маневры в Эгейском и Мраморном морях. 

Боевые плавцы КГБ

Автором этой версии является кандидат технических наук Олег Сергеев . По его мнению линейный корабль "Новороссийск" был подорван двумя зарядами с суммарным тротиловым эквивалентом в пределах 1800 кг, установленными на грунте в районе носовых артпогребов, на незначительном расстоянии от диаметральной плоскости корабля и друг от друга. Взрывы произошли с коротким временным интервалом, обусловившим создание кумулятивного эффекта и нанесение повреждений, в результате которых корабль затонул. Подрыв же был подготовлен и осуществлен отечественными спецслужбами с ведома руководства страны исключительно во внутриполитических целях. В 1993 году стали известны исполнители этой акции: старший лейтенант спецназа и два мичмана - группа обеспечения.Согласно Сергееву, эта провокация была направлена против руководства ВМФ. Во всяком случае через два года после гибели "Новороссийска", на пленуме ЦК КПСС 29 октября 1957 года, Никита Сергеевич Хрущев произнес: "Нам предложили вложить во флот более 100 миллиардов рублей и строить старые катера и эсминцы, вооруженные классической артиллерией. Мы провели большую борьбу, сняли Кузнецова… думать, заботиться о флоте, об обороне он оказался неспособным. Нужно все оценивать по-новому. Надо строить флот, но прежде всего строить подводный флот, вооруженный ракетами".  Десятилетний план судостроения, не отражающий в перспективе приоритет развития наиболее капиталоемких и выгодных для военно-промышленного комплекса морских стратегических ядерных сил, объективно не мог поддерживаться военно-политическим руководством страны, что и решило судьбу главкома ВМФ Николая Кузнецова.
Гибель "Новороссийска" послужила началом масштабного сокращения Военно-морского флота СССР. На металлолом пошли устаревшие линкоры "Севастополь" и "Октябрьская революция", трофейные крейсеры "Керчь" и "Адмирал Макаров", множество трофейных подлодок, эсминцев и кораблей других классов довоенной постройки.

Мнение Н. П. Муру

Профессор, инженер-капитан 1-ранга Н. П. Муру в своей книге «Катастрофа на внутреннем рейде» доказывает, что наиболее вероятной причиной гибели корабля является взрыв донной мины (двух мин). Прямым подтверждением версии взрыва мины Н. П. Муру считает то, что после катастрофы тралением донного ила были обнаружены 17 подобных мин, из которых 3 находились в радиусе 100 м от места гибели линкора.

Мнение Юрия Лепехова, инженера-лейтенанта линкора «Новороссийск»

Юрий Лепехов является участником передачи корабля от итальянской стороны к советской. В своей версии, изложенной в телепроекте «Искатели», он полагает, что причиной взрыва послужили немецкие магнитные подводные мины (одна или две). Но при этом, из-за характера разрушений корпуса линкора (корабль был пробит взрывом насквозь, причём пробоина в днище не совпадает с пробоиной на палубе), полагает, что взрыв мины вызвал детонацию заряда, который был заложен на корабле итальянцами ещё до его передачи советской стороне.
Лепехов утверждает, что когда во время приёмки, он и другие участники комиссии осматривали корабль, то уткнулись в глухую переборку в носовой части линкора. В переборке ранее были 3 так называемых «флорных выреза», но в момент осмотра комиссией они были аккуратно заварены. Тогда этому не придали значения, но теперь Лепехов полагает, что за этой переборкой находился мощный заряд взрывчатого вещества. Данный заряд должен был быть приведён в действие через какое-то время после передачи корабля, но по каким-то причинам этого не произошло. Зато уже в 1955 именно этот заряд, по злому и нелепому (детонация от мины) совпадению, послужил основной причиной гибели корабля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отправляясь на Солнечный Полуостров каждый его гость обязательно берет с собой какие то вещи. Информацию о некоторых из них я разместил ниже.

С помощью первой приведенной ниже ссылки я намерен прежде всего компактно ознакомить Вас не с современным русскоязычным сервисом покупок за рубежомe BayToday.ru, а с

  • каталогом аукциона eBay в США, Англии, Германии;
  • каталогом товаров Amazon США, Англии, Германии;
  • найти товар на Китайском аукционе TaoBao.com,EachNet.com и крупном аукционе PaiPai.com;
  • каталогами интернет-магазинов США, Англии, Германии и Евросоюза, Китая.

О самом же eBayToday.ru можно сказать, что доставка у него осуществляется долго, долго отвечает техподдержка, тяжело работает склад в Германии,хорошее качество, низкая цена, благодаря ему у Вас есть возможность купить у тех кто не отсылает в Украину и Россию, удобно расплачиваться любыми способами оплаты,включая самые простые, такие как денежный перевод или перевод на карту (для новичка это заманчивый фактор, так как такую операцию может провести любой, причем буквально не зная ничего про платежные системы),возможность покупать с ebay не имея paypal,можете собрать разные товары в одну посылку или отправить их по разным адресам,они даже по Вашей просьбе могут убрать лишнюю упаковку для облегчения веса и следовательно уменьшения стоимости доставки-это тоже бесплатно! К стати отличная упаковка посылки.

По моему мнению (и мнению известных мне людей)при отсутствии ограничения по времени вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом

Несомненно на пляжах Крыма Вы хотели бы выглядеть сногсшибательно, а для этого необходимо подготовиться еще дома. Для бесподобного решения этой задачи (в смысле качества и цены) я хотел бы порекомендовать Вам следующую ссылку, но хочу предупредить, что они не публикуют отрицательные отзывы, тем самым не давая возможности сделать правильный выбор, не контролируют качество акции, отсылая к самим организаторам. Несмотря на все вышеизложенное синоним

Скидки реальные, партнеров Биглион выбирает самых хороших и надежных. Система платежей отлично выстроена. Оплатить можно кучей способов, среди которых вы непременно найдете тот, который удобен именно Вам.

По моему мнению (и мнению известных мне людей) сервис вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом