19.2.11

Итальянские морские диверсанты 10-й флотилии MAC в Крыму

В основе мирового лидирующего положения развития штурмовых средств, а именно так и называлось новое оружие фашистской Италии, лежала… слабость и бедность.
Именно эти два фактора, которые не позволяли Италии достойно противостоять в открытом бою Британии — владычице морей, и вынудили искать новое оружие. Оружие, не дорогое по стоимости, которое будет быстро изготовлено и позволит с его применением нанести врагу такой удар, который даст возможность уравнять шансы противников.
Наличие такой задачи заставило энтузиастов заняться разработкой этой темы. В годы первой мировой войны , используя как базу, немецкую 500-мм торпеду, офицеры итальянского военно-морского флота инженер-механик Р.Росетти и лейтенант  медицинской службы Р. Получчи сконструировали  подводный подводный транспортировщик «Mignatta». Он был длиной почти 7 метров, был способен нести  170 кг взрывчатого вещества и управлялся двумя членами экипажа, последние, не имевшие снаряжения для подводного плавания, были вынуждены обматывать головы блестящей материей, чтобы сливаться с поверхностью ночного моря.. Дальнейшим усовершенствованием этого средства подводной войны занялись два инженер-лейтенанта ВМФ — Тезео Тезеи и Элиос Тоски, служившие во флотилии подводных лодок. Основным их нововведением стала отделяющаяся боеголовка, которая по прибытии к цели монтировалась экипажем, состоявшим из 2 человек, к борту вражеского судна. Экипаж был оснащен резиновыми гидрокостюмами и кислородными дыхательными аппаратами замкнутого цикла, которые, кстати, производились по английской лицензии. Торпеды, шутливо именовавшиеся итальянскими моряками "поросятами", доставлялись к цели подлодками, причем уже в ходе войны была отработана техника их выпуска из подводного положения.
Претворение этого замысла в жизнь во многом способствовало то, что адмирал Фалангола высоко оценил изобретение, и в декабре 1936 года была создана группа офицеров-добровольцев, которая в условиях полнейшей секретности, обучалась практическому применению управляемых торпед. Это были инженер-лейтенанты Тезео Тезеи и Элиос Тоски, лейтенант Стефанини, старший лейтенант Франдзини и гардемарин Чентурионе. Они и стали в последующем основой для создания 10-й флотилии штурмовых средств.
В 1938 году по инициативе генерала авиации герцог Амадео д'Аоста началась интенсивная разработка тех же целей, но иным путем. Генерал предлагал с началом боевых действий доставить на летающих лодках к базам флота противника маленькие взрывающиеся катера. Рулевой, убедившись в точности наведения катера на цель, выбрасывался в море.
Первые два экспериментальных взрывающихся катера, получившие обозначение МАТ, были испытаны в 1936 году. Фирма "Бальетто" взяла за основу проекта обыкновенную туристическую моторную лодку с реданным корпусом водоизмещением чуть меньше 1 т и длиной 4,7 м. Винт и руль выполнили в виде подъемной поворотной колонки - как у обычного подвесного мотора - для удобства преодоления заграждений. Автомобильный двигатель "Альфа-Ромео"  мощностью 95 л. с. обеспечивал скорость 32 узла. В носовой части помещался заряд ВВ весом 330 кг с взрывателями двух типов - ударным и гидростатическим.
Первым командиром подразделения штурмовых катеров (1-я флотилия MAC) был назначен капитан 2-го ранга Паоло Алоизи. Благодаря сотрудничеству с военным инженером Каттанео на верфи Бальетто в Вараце они значительно улучшили  управление торпеды  и модернизировали штурмовые катера.
В 1939-1940 году, объединив 1-ю флотилию MAC  и отряд специального назначения командиром флотилии был назначен капитан 3-го ранга Марио Джорджи. Флотилия состояла из четырех групп, обозначением которых стали первые буквы греческого алфавита.
первая из них использовала сверхмалые подводные лодки "Капрони" водоизмещением 30 и 12 тонн с экипажем, соответственно, 4 и 2 человека. каждая из таких лодок несла по 2 торпеды. Эти суда обладали слишком малым радиусом действия и были бессильны против боновых и противолодочных заграждений, поэтому в ходе войны использовался только против слабо защищенных советских портов на Черном море.
Вторая группа имела на вооружении штурмовые катера.
Третья группа была снабжена "майале" - новой версией аппарата Розетти и Паолуччи.
В четвертую входили "люди-лягушки" - пловцы-подрывники снабженные резиновыми гидрокостюмами и кислородными дыхательными аппаратами замкнутого цикла.Они несли на поясе легкие контейнеры со взрывчаткой или магнитные мины. 
15 марта 1941 года, во время выполнения боевого задания командир флотилии Марио Джорджи, тогда уже капитан 2-го ранга, попадает в плен к англичанам. На его место был назначен капитан 2-го ранга Витторио Маккагатта. При нем штурмовые средства были выведены из состава 1-й флотилии MAC, куда они входили с 1938 года. И, непосредственно по предложению нового командира, часть получила название "Дечима MAC".
Флотилия включала два отряда: подводный (командир – капитан 3-го ранга Валерио Боргезе) и надводный (командир капитан 3-го ранга Джордже  Джобе).
В подводный отряд входили школа подводных плавцов в Ливорно; школа водителей управляемых торпед  в Бокке ди Серкио; подводные лодки-носители управляемых торпед и диверсионные группы.
В надводный отряд входили : взрывающиеся катера и школа их водителей в Специи, а также катера всех остальных типов и иные надводные плавсредства.
В отряд принимались только добровольцы и только после крайне жестокого отбора созданным при отряде для этой цели "Биологическим центром".
Для научного исследования вопросов, связанных с длительным пребыванием человека под водой при флотилии был создан Подводный центр (руководил Беллони).
В предвоенный и военный периоды морские диверсанты Италии смогли получить на вооружение сверхмалую подводную лодку типа СА водоизмещением 12 т, вооруженную двумя торпедами. В последующем проект был доработан и были созданы подводные лодки типа СВ водоизмещением 30 т, имеющие экипаж 4 человека.
Также на вооружение поступила управляемая торпеда SLC "Майяле", разработанная Тоски и Тезеи. В последующем она была усовершенствована, и так появилась модель SLB. Правда, создана она была к моменту выхода Италии из войны и не использовалась в боевых действиях.
Для доставки управляемых торпед в район применения были переоборудованы подводные лодки, сначала "Идире", а затем "Гонар" и "Шире", на палубах которых было смонтировано три контейнера для транспортировки управляемых торпед. На вооружение дивизиона катеров поступили катера МТМ, имевшие скорость 32 узла, и меньшие по размеру катера MTR.
Для вооружения боевых пловцов были созданы специальные заряды "Чимиче" весом 2 кг и "Баулетти" весом 4,5 кг. Боевой пловец мог нести на своем поясе до пяти зарядов.
Заряды типа "Чимиче" приводились в действие взрывателем замедленного действия. "Баулетти" имел более хитроумный механизм подрыва заряда. Боевой пловец крепил его к днищу судна, находящегося в порту. Взрыватель имел на своем корпусе винт, который с началом движения корабля и по достижении им определенной скорости начинал вращаться и через некоторое время приводил в действие взрыватель. Таким образом, подрыв судна происходил в море, и судно, как правило, тонуло. Установить причину взрыва было невозможно.
Весной 1942 года 10-я флотилия была реорганизована. Во главе ее стал князь Джулино Валерио Боргезе, получивший к тому времени чин капитана 2 ранга и еще с лета 1941 года числившийся исполняющим обязанности командира (был назначен на эту должность после гибели Витторио Маккатты). Боргезе отдал в распоряжение своего заместителя Сальваторе Тодаро руководство всеми надводными силами, а сам целиком посвятил себя подготовке и проведению операций под водой.
В 1941 году немецкие войска 11-й армии генерала Монштейна в ходе боев за главную военно-морскую базу Черноморского флота - город Севастополь - столкнулись  с хорошо организованной наземной обороной, систематически подпитывавшейся хорошо отлаженным  снабжением морем. В сложившейся ситуации "...пока крепость имела морские коммуникации.. противник по технической обеспеченности, а быть может и по численности постоянно сохранял бы преимущества перед нами". Морская блокада города стала одной из крайне необходимых мер.
В марте 1942 года немцы попросили содействия в решении этой задачи у военно-морского флота Италии. Командование флотилии приняло решение перебазировать в Черное море  мобильную группу торпедных и взрывающихся катеров для организации постоянного патрулирования на подступах к Севастополю и на путях морских перевозок. Для обеспечения группе полной самостоятельности и подвижности (чтобы она могла бы действовать в соответствии со всеми изменениями линии фронта на суше) в апреле 1942 года под командованием командира отряда надводных средств Сальваторе Тодаро была сформирована автоколонна. В честь погибшего командира морских диверсантов она получила название "колонны Маккагаты 10-й флотилии MAC". Командиром колонны был назначен капитан 3-го ранга Альдо Ленци. В ее состав входили:
  • 5 торпедных катеров MTSM перевозимых на автомобильной тяге;
  • 5 взрывающихся катеров MTM перевозимых на автомобильной тяге;
  • 1 штабной автобус, оборудованный койками для всех водителей штурмовых средств;
  • 1 автомашина со смонтированной на ней радиостанцией, служившая одновременно канцелярией колонны и складом мелких запасных частей;
  • 1 легковая автомашина повышенной проходимости для командира;
  • 1 связной мотоцикл;
  • 3 трактора;
  • 5 автотягочей "666" и 5 специальных прицепов для перевозки катеров MTSM; 
  • 2 прицепа для перевозки торпед;
  • 1 автомастерская, оснащенная всем необходимым для ремонта автомашин, катеров и торпед; 
  • 1 автоцистерна емкостью 12 тыс. л.;
  • 3 автоприцепа-цистерны для перевозки жидкостей;
  • 1 автоприцеп для перевозки боеприпасов; 
  • 1 автокран для подъема катеров.
Личный состав колонны насчитывал 48 человек, в том числе 5 офицеров, 14 унтер-офицеров, 29 младших специалистов и рядовых. В штат водителей штурмовых средств входили; командир колонны капитан 3-го ранга Альдо Ленци, капитан-лейтенанты Романо и Массарини, старшие лейтенанты Куджа и Пелити, унтер-офицеры Паскело, Дзане, Грилло, Монтанари, Феррарини, Лаваратори, Барббьери и Берти. Практический боевой опыт участия в штурмовой атаке (участник нападения на британские корабли в бухте Суда в марте 1941 года) имел лишь капитан-лейтенант Массарини.
На вооружении колонны, кроме личного оружия, стояли 2 автоматические 20-мм зенитные пушки на автоприцепах. Автоколонна была  обеспечена бензином. боеприпасами, необходимым оборудованием, запасными частями и продовольствием для автономных действий в течение нескольких месяцев.
По условиям конвенции Монтре военные корабли воюющих держав не могли проходить через Дарданеллы, а страны Оси не желали портить свои отношения с Турцией. расчитывая на нее, как на потенциального союзника, поэтому 6 мая 1942 года погрузив на железнодорожные платформы 6 торпедных катеров, 6 карликовых подлодок и 10 взрывающихся катеров 10-й флотилии итальянцы покинули Специю. Дальнейший их маршрут пролегал через Верону - Бреннер - Вену - Краков - Тернополь. 15 мая колонна прибыла на старую русскую границу. 19 мая через Днепропетровск итальянцы прибыли в Симферополь.. Здесь на рампе железнодорожной станции была произведена выгрузка техники  и 21 мая 10-я флотилия своим ходом вошла в Ялту. Учитывая малый радиус действия штурмовых катеров местом базирования колонны был выбран Форос. 
По странному стечению обстоятельств место расположения колонны издавна носило название "итальянского".
Используя как укрытие темный фон прибрежных скал, штурмовые катера, скрывая себя до появления цели, дрейфовали здесь с выключенными двигателями. С появлением цели они внезапно атаковали ее с самой короткой дистанции. Сразу после атаки, практически безоружные катера, уходили под прикрытие установленных на берегу немецких и румынских артиллерийских батарей.
В кратчайший срок личный состав, и выделенная в помощь итальянским морякам немецкая саперная рота, проложили рельсы и оборудовал деревянный слип для спуска катеров на воду и их подъему. В Форосе расположился созданный для боевого управления оперативный штаб группы. Над 5-м корпусом форосского санатория был поднят флаг ВМФ Италии.
31 мая, во время инспектирования подразделения специальных средств смешанной итало-немецкой группой (капитан 2-го ранга Мимбели, командовавший итальянскими торпедными катерами на Черном море, прибывший из Ялты, капитан 2-го ранга Тодаро, прибывший из Италии и командующий немецкой 11-й армией генерал Эрих фон Монштейн, в чьих интересах и должны были действовать штурмовые катера), подразделению были поставлены боевые задачи.
Катера колонны должны были, преимущественно в ночное время суток, совершать атаки на советские корабли на ближних подступах к Севастополю. Для этого каждую ночь на патрулирование в море планировался выход 2 - 3 торпедных катеров. В дневное время проводились работы на материальной части и отдых личного состава. О приближении целей для атаки и ее вероятное направление указывалось, как правило, разведывательной авиацией, с которой было налажено постоянное взаимодействие.
Командиры советских кораблей у мыса Фиолент обязательно напоминали командирам башен: по катерам, как и по торпедоносцам, огонь открывать самостоятельно.
29 июня 5 катеров совместно с 6 немецкими десантными судами имитировали высадку десанта между Балаклавой и м. Форос. Для создания видимости начала высадки был произведен подрыв взрывающегося катера, который унтер-офицер Барбьери направил на берег.
9 июля катера флотилии получили задачу заблокировать выход к морю из батареи противника №39. Для ее решения привлекались 4 катера, экипажи которых были дополнительно вооружены автоматами и ручными гранатами. Высадившись на берег, диверсанты проникли в галлереи, отвлекая на себя сопротивление обороняющихся.
Командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский в июле 1942 года докладывал в Генеральный штаб РККА о ходе эвакуации войск с мыса Фиолент и Херсонес: "... Подводные лродки пробиться в Севастополь не могут. Все фарватеры противник закрыл своими катерами".
30 июля  1942 года за отличие во время боевых действий на море, обеспечивавших блокирование осажденного города и содействовавших его взятию немецкое командование наградило отличившихся водителей штурмовых катеров орденами. Железный крест 2-й степени получили Ленци, Романо, Куджа, Барбьери и Монтанари.
13 августа 1942 года, в связи с активизировавшейся деятельностью советских лодок в восточной части Крыма, часть "колонны Маккагати" переходит в Феодосию.
1 сентября 1942 года итальянские моряки покидают Форос и флотилия собирается в Ялте.
23 сентября 1942 года колонна флотилии MAC своим ходом из Ялты, через Симферополь и Мелитополь, вдоль Азовского моря направляется в Мариуполь.
Около 20 судов, включая итальянские подводные лодки, итальянские торпедные катера и тральщики должны были быть доставлены железнодорожным транспортом из Мариуполя на Кавказ для военно-морских операций на Каспийском море.
За время стоянки в Мариуполе "колонна Маккагана" получила из Италии пополнение водителей штурмовых катеров. Прибыли унтер-офицеры Волонтери и Чиравенья. Были приведены в порядок материальные средства, пополнены продовольственные запасы (прежде всего за счет ночной охоты на зайцев).
После зимней кампания 1942 – 1943гг. планы по захвату каспийских нефтяных месторождений оказались несбыточной мечтой, вследствие чего дальнейшее пребывание итальянских моряков из 10-й флотилии на Восточном фронте потеряло смысл.
После возвращения в Италию личный состав флотилии был награжден учрежденным в марте 1943 года почетным знаком «Русский фронт».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отправляясь на Солнечный Полуостров каждый его гость обязательно берет с собой какие то вещи. Информацию о некоторых из них я разместил ниже.

С помощью первой приведенной ниже ссылки я намерен прежде всего компактно ознакомить Вас не с современным русскоязычным сервисом покупок за рубежомe BayToday.ru, а с

  • каталогом аукциона eBay в США, Англии, Германии;
  • каталогом товаров Amazon США, Англии, Германии;
  • найти товар на Китайском аукционе TaoBao.com,EachNet.com и крупном аукционе PaiPai.com;
  • каталогами интернет-магазинов США, Англии, Германии и Евросоюза, Китая.

О самом же eBayToday.ru можно сказать, что доставка у него осуществляется долго, долго отвечает техподдержка, тяжело работает склад в Германии,хорошее качество, низкая цена, благодаря ему у Вас есть возможность купить у тех кто не отсылает в Украину и Россию, удобно расплачиваться любыми способами оплаты,включая самые простые, такие как денежный перевод или перевод на карту (для новичка это заманчивый фактор, так как такую операцию может провести любой, причем буквально не зная ничего про платежные системы),возможность покупать с ebay не имея paypal,можете собрать разные товары в одну посылку или отправить их по разным адресам,они даже по Вашей просьбе могут убрать лишнюю упаковку для облегчения веса и следовательно уменьшения стоимости доставки-это тоже бесплатно! К стати отличная упаковка посылки.

По моему мнению (и мнению известных мне людей)при отсутствии ограничения по времени вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом

Несомненно на пляжах Крыма Вы хотели бы выглядеть сногсшибательно, а для этого необходимо подготовиться еще дома. Для бесподобного решения этой задачи (в смысле качества и цены) я хотел бы порекомендовать Вам следующую ссылку, но хочу предупредить, что они не публикуют отрицательные отзывы, тем самым не давая возможности сделать правильный выбор, не контролируют качество акции, отсылая к самим организаторам. Несмотря на все вышеизложенное синоним

Скидки реальные, партнеров Биглион выбирает самых хороших и надежных. Система платежей отлично выстроена. Оплатить можно кучей способов, среди которых вы непременно найдете тот, который удобен именно Вам.

По моему мнению (и мнению известных мне людей) сервис вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом