16.3.11

"Запорожье" - единственная подводная лодка Украины.

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 была одной из первых, предназначенных для экспорта. Этот отечественный корабль, считавшийся в 60-е гг. XX века одним из лучших в мире по архитектуре корпуса, мореходности, мощности энергетической установки, вооружению и другим параметрам, вполне подходил для поставок на экспорт.
По результатам выполненных ЦКБ-18 проработок в октябре 1954 года было принято совместное решение ВМФ и МСП о разработке технического проекта 641 океанской подводной лодки большого водоизмещения, представлявшего собой дальнейшее развитие проекта 611. В январе 1955 года технический проект 641 был разработан, а в июле того же года утвержден Постановлением СМ СССР.
В августе 1955 года, уже после того, как начался выпуск рабочих чертежей, было принято совместное решение ВМФ и МСП об увеличении глубины погружения путем применения новой корпусной стали АК-25 с пределом текучести 60 кгс/мм2 и замены оборудования, подвергающегося забортному давлению. Одновременно предлагалось оснастить ПЛ новейшими средствами навигации, наблюдения и связи. Кроме того, было решено реализовать в новом проекте около 170 предложений по улучшению отдельных лодочных конструкций, учитывающих опыт постройки и эксплуатации ПЛ пр.611.
По проекту 641, разработанному под руководством главного конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина, удобообтекаемый корпус выполнили с небольшой седловатостью, заостренным, скошенным форштевнем, чтобы улучшить мореходность в надводном положении. Впереди разместили обтекатели гидролокатора и шумопеленгатора, внизу носовой части устроили выгородки для этой аппаратуры. 1-й отсек был торпедным, с 6 аппаратами, из которых можно было стрелять с глубины до 80 м; 2-й - жилым (также здесь находилась кают-компания), в нем под настилом находились аккумуляторные батареи повышенной емкости; в 3-м традиционно располагался центральный пост; в 4-м, как и во 2-м, было жилье (также располагался камбуз) и аккумуляторы. В 5-м стояли дизели, в 6-м - гребные электродвигатели, 7-й, кормовой, тоже был торпедным. Ограждение рубки спроектировали довольно высоким, над ним не выступали перископы и антенны, в обтекателе находились шахты устройства для работы дизелей под водой и газоотвода.
Вооружение состояло из 6 носовых и 4 кормовых аппаратов (носовые на Б-156 оснастили системой быстрой перезарядки), боезапас насчитывал 22 торпеды (включая телеуправляемые по проводам), вместо части их при необходимости брали мины. Данные для стрельбы вырабатывались комплексом "Ленинград-641".
В силовую установку входили три дизеля 37Д с газотурбонаддувом, были смонтированы звукоизолированные выгородки (газоплотные шумовые выгородки) для управления дизелями. Подводный ход обеспечивали два бортовых электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с. и 140-сильный ПГ-104 для экономичного хода (на одном валу с ПГ-102). Все они работали на 3 гребных винта изменяемого шага. Кроме того, дизель-генераторы служили и для подзарядки аккумуляторов.
Новым было гидроакустическое, радио и локационное оборудование. К нему относились радиолокатор обнаружения надводных целей "Флаг", гидроакустическая станция МГ-10, принимавшая сигналы чужих "асдиков", "Арктика-М", действовавшая в активном режиме, аппаратура "Свет-М", фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов, система звукопроводной связи и средства радиотехнической разведки "Накат".


Первую подводную лодку проекта 641 приняли на службу ВМФ СССР в 1958 году, а строительство последней закончили в 1983-м. В доатомную эру лодки проекта 641 использовали для дальних походов, в частности к американским берегам - это океанские субмарины.
В НАТО новым "букам" присвоили название "Foxtrot". Кроме советского флота, эти лодки поставлялись за границу (Польша, Индия, Ливия, Куба).


Во время советско-американского обострения подводные лодки «Фокстрот» патрулировали у берегов Кубы, заряженные торпедами с ядерными боеголовками. 27 октября 1962 года группа из одиннадцати американских эсминцев и авианосца засекла одну из советских субмарин и начала сбрасывать глубинные бомбы, чтобы заставить ее всплыть на поверхность.
Капитан подводной лодки Валентин Савицкий решил было, что ядерная война уже началась, и дал команду приготовиться к стрельбе ядерными торпедами по американским кораблям. К счастью, другой офицер, который был на борту, Василий Архипов, убедил капитана не делать этого, а всплыть и ждать указаний из Москвы.
Так подводная лодка 641-го проекта чуть не стала «Авророй» ядерной войны. Позже американцы признали, что эта угроза была намного ближе, чем все думали, и что «парень по имени Василий Архипов спас мир».
Подводная лодка "Б-435"
  • 11 февраля 1970 года была зачислена в списки кораблей ВМФ;
  • 24марта 1970 г. была заложена в Ленинграде на элинге  Ново-Адмиралтейского завода (№ 194), заводской номер 260, как большая торпедная подводная лодка. 
  • 29 мая1970 года спущена на воду;
  • летом 1970 года для прохождения сдаточных испытаний перешла на сдаточную базу завода в городе Лиепая (Латвийская СССР);
  • 16 октября 1970 года начата программа государственных испытаний;
  • ноябрь 1970 года выполнена программа государственных испытаний. В период ходовых испытаний в течение 20 суток с сентября по ноябрь 1970 года лодка прошла в надводном положении 1660 миль (236 ходовых часов) и в подводном положении - 432 мили (188 ходовых часов) израсходовав 125 тонн топлива;  
  • 6 ноября 1970 года вступила в строй;
  • 24 ноября 1970 года зачислена в состав Краснознаменного Северного флота под обозначением Б-435.январь 1971 года выполнила межфлотский переход к постоянному месту базирования в Екатерининскую гавань (город Полярный). На переходе, в Бискайском заливе, матросу электрику выполнена хирургическая операция. Вошла в состав 96-й бригады 4-й эскадры подводных лодок Краснознаменного Северного флота;
  • май 1971 года - 28 декабря 1971 года выполнила задачи боевой службы в северо-восточной Атлантике продолжительностью 210 суток, в ходе которой с 31 октября по 9 ноября 1971 года нанесла официальный визит в город Гавана (Куба). В порту Гаваны совершила навал на большой противолодочный корабль "Севастополь", в результате чего получила повреждения обтекателя гидроакустической станции, не приведшей к выходу из строя материальной части. За время боевой службы зафиксировано 5 контактов с иностранными подводными лодками. В общей сложности за время похода подводная лодка прошла в надводном положении 18342 мили, в подводном - 5340 миль, осуществлекно 71 погружение и израсходовано 825 тонн топлива;
  • 27 июля - 10 августа 1972 года прошла ремонт с докованием на судоремонтном заводе №35 "Севморпуть" (Роста, город Мурманск); 1972 год - 3 мая 1973 года выполнила задачи боевой службы на Средиземном море в составе 161-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Краснознаменного Северного флота;
  • 1973 год перечислена в состав161-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Краснознаменного Северного флота с прежним местом базирования; 
  • 10 октября - 13 декабря 1975 года выполнила задачи боевой службы;
  • 3 января - 29 сентября 1977 года выполнила задачи боевой службы на Средиземном море в составе 69-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Краснознаменного Северного флота. С 30 июня по 4 июля 1977 года нанесла визит в Тунис;
  • 24 декабря 1979 года - 14 июля 1981 года на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе прошла средний заводской ремонт; 
  • 30 декабря 1982 года - 30 июня 1983 года выполнила задачи боевой службы на Средиземном море; 
  • 20 февраля - 30 апреля 1984 года выполнила задачи боевой службы в Северо-восточной Атлантике;
  • 1989 год выполнила задачи боевой службы;
  • лето 1990 года переведена по внутренним водным системам из Белого моря через азовское море на Черное море.В северной части маршрута - Волго-Балт и Беломорканал. Весь переход проходит по внутренней глубоководной судоходной системе с едиными ограничениями по максимальным габаритам судов и кораблей: 135 м длина, 16,5 м ширина, 3,5 м осадка и 13,5 м высота надводной части. Это стандартные ограничения по шлюзам, мостам и т.д. Тем не менее, по этому пути проводились и корабли с большей осадкой - или максимально "облегчаясь" для уменьшения осадки, или при помощи специальных транспортных комплексов - понтонных или по типу сухих доков.
    А вообще-то Волга для подлодок - дом родной. И даже родильный. В Горьком на "Красном Сормове" подлодки строились сотнями, в том числе атомные. "Родственницы" нынешного "Запорожья" - проект 641Б - тоже. Так что провести такую подлодку по внутренним путям уже в 70-х годах можно было без проблем и трудностей, а к 1990 году - все было отработано буквально в совершенстве, без малейших нарушений общего судоходства.;
  • 27 августа 1990 года перечислена в состав Краснознаменного Черноморского флота. Зачислена в153-ю бригаду 14-й дивизии подводных лодок Черноморского флота.. Базировалась в Южной бухте Севастополя.
  • 1994 года по итогамгода удостоина звания "отличной" подводной лодки Черноморского флота. 
  • ноябрь 1994 года по итогам года присвоено звание "отличный корабль". в течение года подводная лодка находилась в море в течение 16 суток, имея 82 ходовых часа, прошла 243,5 мили в надводном положении и 4,2 мили под водой. После выполнения задачи боевой подготовки переведена в Балаклавскую бухту;
  • январь 1995 года под буксиром переведена из Балаклавской бухты в Южную бухту города Севастополь;
  • 16 февраля 1995 года вошла в состав 155 бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием на Южную бухту города Севастополь;
  • 1995- 1996 годы прошла средний ремонт на судоремонтном заводе № 13 в Киленбухте города Севастополь и выполнила программу заводских ходовых испытаний без погружения в связи с истекшим сроком эксплуатации аккумуляторных батарей;
За время службы в ВМФ СССР подлодка прошла 13 тысяч морских миль, осуществила 14 походов, в том числе на Кубу, в 1977 году в процессе боевой службы нанесла визит в Тунис, выигрывала приз главкома ВМФ по торпедной стрельбе.
После раздела Черноморского флота в соответствии с Соглашением о разделе ЧФ между Российской Федерацией и Украиной подводная лодка "Б-435" 11 июля 1997 года была исключена из состава Черноморского флота и включена в состав ВМС Украины - является единственной украинской субмариной. Так как с 21 июля 1997 года шефскую помощь лодке оказывает Запорожская область, "Б-435" была переименована в "Запорiжжя" ("Запорожье"), бортовой номер "U01". 
1 августа 1997 г. на ней был поднят флаг ВМС Украины.
До передачи в состав ВМС Украины лодка трижды ремонтировалась ( в 1972 году – после длительной боевой службы в Атлантике, 1979-1981 – средний ремонт в Кронштадте, 1995-1996 – ремонт в Киленбухте Севастополя. За все время эксплуатации аккумуляторные батареи не менялась. Срок службы батарей истек. За последние пять лет, до передачи, она не выполнила ни одного боевого задания - стояла на приколе у причала Балаклавы в связи с отсутствием средств на приобретение аккумуляторных батарей. После вхождения в состав ВМС Украины в 1977 году лодка снова отправлена на ремонт.
22 февраля 2003 года, накануне Дня защитника Отечества, после окончания докового ремонта (внешний ремонт корпуса субмарины, ремонт донно-забортной арматуры, торпедных аппаратов, винто-рулевого комплекса, дейдвудных сальников, монтаж носового шпиля, очистка и окрашивание корпуса и цистерн главного балласта.) в Балаклаве состоялся торжественный спуск лодки на воду.
На это время на лодке имелось 1-2 офицера, имеющих опыт погружения. Все остальные такого опыта не имели, как не имели и допусков. Учебную базу в Голландии в 90-х сдали на металлолом. Ещё имеются учебные базы в Болгарии и Румынии, но на обучение требуется валюта, которой нет.
23 февраля 2003 года буксирами ВМС Украины "Кореецъ", "Кременецъ" и "Красноперекопск" из Балаклавской бухты подводная лодка отбуксирована в ковш килен-бухты и поставили к причалу 13-го судоремонтного завода Черноморского флота Российской Федерации.
На время стоянки лодки у причала, рядовой состав лодки проживает в казармах, называемыми "флотский экипаж", в частности личный состав Запарижья живет в бараке прямо на причальной стенке 13-го завода. офицеры живут со своими семьями, в квартирах или что у них есть. Являясь на службу каждый день или согласно графика несения вахт на корабле. Рядовой состав приводят утром. На корабле несётся круглосуточная вахта по обеспечению живучести корабля и его охраны. Ремонтные работы производятся силами предприятия, где стоит в данный момент корабль. Экипаж корабля обеспечивает проведение ремонтных работ, работу необходимых механизмов и т.д. В данном случае работы ведутся хоть и медленно, но...
Россия предложила предусмотренную проектом 641 аккумуляторные батареи за 1,5 млн. долларов. Но у нее покупать отказались. Батареи была приобретена у греческой компании «Germanos S.A.». Сумма сделки составила около 3,5 млн. долларов (18 млн. гривен). После доставки батарей в Севастополь оказались, что у них не те клеммы.
В январе 2010 года установка аккумуляторных батарей была завершена. В это время велись работы по монтажу гидроакустической и радиолокационной станций, а также систем связи.
Согласно решению министерства обороны  ходовые испытания предпологается провести 31 мая 2011 года. Первый этап швартовых испытаний закончен 31 декабря 2010 года.
В настоящее время командиром корабля является капитан 3-го ранга Денис Клочан. В соответствии с достигнутым летом 2010 года министрами обороны Украины и России договоренностям, в российских учениях осенью 2010 года принимали участие четверо украинских офицеров подводников. Они стажировались в должностях вахтенных офицеров и командиров боевых чсстей на борту российской подводной лодки Б-871 «Алроса»
Администрации всех крупных городов Украины должны принять участие и даже выступить инициаторами строительства новых подводных лодок для ВМС Украины.
Об этом заявил экс-командующий ВМС Украины Борис Кожин (всего в ВМС Украины 14 адмиралов).
«Необходимо вернуться к уже проверенной в 90-е годы практики, когда украинские города в условиях экономического кризиса брали шефство над кораблями ВМС Украины. Уже через несколько лет в ВМС Украины могут появиться подлодки, например, «Галичина» или «Донбасс», – сказал он.
«Украина может самостоятельно в краткий срок построить подлодки типа U206, U209. Для этого у нас есть заводы, научный потенциал. Строительство подлодок создаст новые рабочие места для украинцев, что очень актуально в условиях нынешнего экономического кризиса», – заверил Кожин.
Подлодку «Запорожье» планировалось ввести в боевой состав флота  в мае 2011 года.
В феврале 2012 года глава минобороны Дмитрий Саламатин распорядился быстрее готовить подлодку "Запорожье" к ходовым испытаниям.
Интересно, сам министр обороны включит и себя в список погрузившихся после максимальной активизации подготовки и стольки лет простоя?


На курсах журналистского мастерства, которые проходили в Ялте по инициативе Института стран СНГ, заместитель редактора официального издания ЧФ РФ газеты «Флаг Родины» в 2000-2009 годах, кандидат политических наук, капитан первого ранга Сергей Горбачев сообщил, что погружение на подлодке ВМС Украины «Запорожье», которое предстоит украинским морякам после окончания ремонта субмарины, может представлять опасность.
Он напомнил, что возраст «Запорожья» — около 40 лет. «Что с ней делать — никто ответить не может. Все такие лодки, даже проданные индусам, давно выведены из состава флотов», — отметил военный эксперт. — В ремонте лодка была 15 лет — что с ней произошло — не известно. Я бы не решился погрузиться даже на 10 метров. Она может развалиться».


20 марта 2012 года подводная лодка «Запорожье» Военно-Морских Сил Украины впервые за последние несколько лет покинула пределы судоремонтного завода в Севастополе.
В ближайшие дни экипаж подлодки в Севастопольской бухте будет выполнять учебные задания по отработке повседневной организации жизни корабля при стоянке на якоре. Через несколько дней «Запорожье» возвратится к заводской стенке, где продолжит подготовку к ходовым испытаниям.


25 апреля 2012 года лодка впервые за почти 20 лет вышла в открытое море в надводном положении с использованием собственной силовой установки. Погружаться подводная лодка не будет. В течение двух дней планируется проверить работу силовой установки в разных режимах и работоспособность оборудования. В надводном состоянии она пройдет вдоль побережья и встанет на рейд напротив поселка Кача.Всего во время ходовых испытаний лодка прошла около 135 морских миль в надводном положении. 27 апреля «Запорожье» вернулась в Севастопольскую бухту.

В Севастопольской бухте в рамках совместных учений Военно-Морских Сил Украины и российского Черноморского флота прошла операция по условному спасению экипажа на подлодке ВМСУ «Запорожье». В ходе учений впервые был отработан выход экипажа субмарины через торпедные аппараты, спасение подводников с помощью присоединения водолазного колокола.
В ходе учений все поставленные задачи были достигнуты, при этом была отмечена выучка экипажа «Запорожья», который действовал с определенным риском для жизни.

5 июля 2012 года подводная лодка "Запорожье" вышла в море для проведения проверки качества ремонтных работ. В ходе предыдущего выхода в море на лодке были выявлены некоторые недостатки. Устранение которых также проверялось.

18 июля 2012 года подводная лодка Военно-Морских Сил Украины «Запорожье» вышла в море для проведения испытаний в подводном положении.Субмарина вышла из Севастополя и примерно в четырех километрах от берега совершила свое первое за последние двадцать лет погружение. Во время испытаний и непосредственного погружения помимо команды из 83 моряков на борту лодки «Запорожье» находились министр обороны Украины Дмитрий Саламатин, начальник Генерального штаба – главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал-лейтенант Владимир Замана, временно исполняющий обязанности командующего ВМС вице-адмирал Юрий Ильин. Перед началом проведения этапа погружения министр обороны Украины Дмитрий Саламатин поздравил командира и экипаж подводной лодки "Запорожье" со знаковым событием в их жизни и жизни Военно-Морских Сил Украины, которая символизирует возрождение (?) отечественных подводных сил и переход нашей армии на новый уровень боевых возможностей. Глава оборонного ведомства пожелал экипажу (?) субмарины удачного испытания. Во время погружения испытывалась рулевая система, перископ, торпедные аппараты, системы жизнеобеспечения и множество дорогого оборудования. Кроме того, на борту был проведен ритуал посвящения всей команды в подводники. Каждый моряк выпил целый плафон морской воды. Ее через специальное устройство набирали, когда лодка находилась на глубине. Испытания проводилось в режиме жесткого контроля за уровнем безопасности. Рядом с местом проведения испытаний находились санитарный катер ВМС Украины "Запорожье", спасательное буксирное судно ВМС Украины "Кременец" с группой водолазов и медицинской бригадой на борту. В воздухе постоянно находился вертолет Ка-27 Сакской морской авиационной бригады ВМС Украины. На определенном расстоянии от субмарины также находилось спасательное судно Черноморского флота Российской Федерации "ЭПРОН". На территорию 13-судоремонтного завода ЧФ РФ в Севастополе лодка вернулась только к вечеру.

19 июля 2012 года «Запорожье» осуществит повторный выход в море для продолжения испытаний. Этот этап продлится три дня.

20 июля 2012 года субмарина совместно с российским ракетным кораблем на воздушной подушке «Самум» провела тренировку прохождения Севастопольской бухты, предусмотренной планом празднования Дня флота.

3августа 2012 года подлодка погрузилась на глубину 14 метров, после чего дала ход и всплыла на поверхность на ходу. Испытания прошли успешно, экипаж действовал удовлетворительно, были предприняты все необходимые меры безопасности.

28 июня 2013 года подводная лодка Военно-Морских Сил Украины «Запорожье» завершила пребывание в заводском ремонте на 13-м ремонтном заводе российского Черноморского флота, проведя тут около трети срока своей жизни. и самостоятельно перешла и ошвартовалась на подготовленном для нее в Стрелецкой бухте временном месте стоянки.

Альбом     

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отправляясь на Солнечный Полуостров каждый его гость обязательно берет с собой какие то вещи. Информацию о некоторых из них я разместил ниже.

С помощью первой приведенной ниже ссылки я намерен прежде всего компактно ознакомить Вас не с современным русскоязычным сервисом покупок за рубежомe BayToday.ru, а с

  • каталогом аукциона eBay в США, Англии, Германии;
  • каталогом товаров Amazon США, Англии, Германии;
  • найти товар на Китайском аукционе TaoBao.com,EachNet.com и крупном аукционе PaiPai.com;
  • каталогами интернет-магазинов США, Англии, Германии и Евросоюза, Китая.

О самом же eBayToday.ru можно сказать, что доставка у него осуществляется долго, долго отвечает техподдержка, тяжело работает склад в Германии,хорошее качество, низкая цена, благодаря ему у Вас есть возможность купить у тех кто не отсылает в Украину и Россию, удобно расплачиваться любыми способами оплаты,включая самые простые, такие как денежный перевод или перевод на карту (для новичка это заманчивый фактор, так как такую операцию может провести любой, причем буквально не зная ничего про платежные системы),возможность покупать с ebay не имея paypal,можете собрать разные товары в одну посылку или отправить их по разным адресам,они даже по Вашей просьбе могут убрать лишнюю упаковку для облегчения веса и следовательно уменьшения стоимости доставки-это тоже бесплатно! К стати отличная упаковка посылки.

По моему мнению (и мнению известных мне людей)при отсутствии ограничения по времени вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом

Несомненно на пляжах Крыма Вы хотели бы выглядеть сногсшибательно, а для этого необходимо подготовиться еще дома. Для бесподобного решения этой задачи (в смысле качества и цены) я хотел бы порекомендовать Вам следующую ссылку, но хочу предупредить, что они не публикуют отрицательные отзывы, тем самым не давая возможности сделать правильный выбор, не контролируют качество акции, отсылая к самим организаторам. Несмотря на все вышеизложенное синоним

Скидки реальные, партнеров Биглион выбирает самых хороших и надежных. Система платежей отлично выстроена. Оплатить можно кучей способов, среди которых вы непременно найдете тот, который удобен именно Вам.

По моему мнению (и мнению известных мне людей) сервис вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом