5.3.11

Пушка "Дора" под Севастополем.

В 1936 году при посещении завода Круппа Гитлер потребовал у руководства фирмы создать сверхмощную артсистему для борьбы с долговременными сооружениями линии Мажино и бельгийскими фортами. Система должна была обладать углом вертикального наведения +65 градусов и максимальной дальнобойностью 35-45 км. Снаряд должен был пробивать броню толщиной 1м, бетон 7м, твердый грунт 30м.
Конструкторскую группу фирмы Круппа, занявшуюся разработкой нового орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил шеф-конструктор фирмы "Крупп" профессор, доктор-инженер Эрих Мюллер (по прозвищу "Пушка-Мюллер"). В 1937 году проект был закончен, и в том же году фирме Круппа выдали заказ на изготовление артсистемы.
Суперорудие было собрано в конце 1941 года.
Калибр — 813 мм.
Длина ствола — 32 м.
Вес снаряда — 7100 кг.
Минимальная дальность стрельбы — 25 км, максимальная — 40.
Полная длина орудия — 50 м.
Общий вес — 1448 тонн.
Живучесть ствола — 300 выстрелов.
Скорострельность — 3 выстрела в час
Снаряд «Доры» пробивал бронеплиту толщиной 1 м или 8-метровое железобетонное перекрытие.
Транспортировали суперорудие при помощи нескольких железнодорожных составов (всего до 60 локомотивов и вагонов с персоналом в несколько сот человек).
Вначале суперпушка, по традиции немецкой артиллерии, получила название «Schwerer Gustav» («Тяжелый Густав»), в честь директора фирмы — Густава фон Болена и Гальбаха Крупа, но традиция фирмы давать своим изделиям женские имена оказалась сильнее, и изобретение поменяло «пол». В честь жены конструктора отделом арттехснабжения она была названа Дорой.
Два ее брата-близнеца обошлась немцам по 7 млн. марок каждый!
Для сравнения PzIII стоил 96 163, PzIV - 103 000, "Пантера" (без вооружения) - 117тыс. марок, а "Тигр"-250 800 марок. Вообщем весь этот проект стоил немцам одной нормальной танковой дивизии.  
В первый бой «Доре» предстояло вступить под стенами французской укреплинии «Мажино». Однако за время конструирования и изготовления пушки немцы обошли «Мажино» с тыла и вынудили Париж капитулировать. Использованию пушки для разрушения военно-морской базы Британского Средиземноморского флота Гибралтар помешал Франко. Чтобы не увязнуть в войне на стороне Гитлера, он не пожелал пропускать немецкие войска через свою территорию. К тому же не было уверенности, что мосты Испании выдержат «Дору».
Весной 1942 года Гитлер вызвал в Берлин командующего 11-й армией генерала Эриха Фрица фон Манштейна. Фюрера интересовало, почему военачальник затягивает взятие Севастополя. Провал двух штурмов Манштейн объяснил тем, что подступы к городу хорошо укреплены, а гарнизон сражается с невероятным фанатизмом. «У русских много тяжелой морской артиллерии, в том числе неуязвимый форт с орудиями невероятного калибра», — заявил он.
Грозные наименования "Сталин", "Молотов", Сибирь", "ЧК" и т.д. относились к укреплениям, которые вполне могла разрушить дивизионная или корпусная артиллерия. За долговременные сооружения - опорные пункты - были приняты остатки многочисленных старых береговых батарей, земляные укрепления времен Крымской войны и позиции стационарных открытых 76 мм зенитных батарей ПВО флота, построенных задолго до войны.
В связи с тем, что на северном участке фронта планировалось нанести очередной удар по Севастополю все тяжелые артсистемы немцев были сконцентрированы в полосе 54 армейского корпуса в Бельбекской долине (от  с. Черкез-Кермен до железнодорожного моста через р. Бельбек.), на возвышенности Кара-Тау, в балках левого берега Качинской долины и севернее аэродрома Бельбек. 25 апреля 1942 года пять эшелонов с таинственной артиллерийской установкой (в разобранном виде) прибыли на полустанок Ташлых-Даир (ныне село Янтарное), в 30км южнее Джанкоя, после чего в окрестностях Бахчисарая начались работы по строительству огневых позиций.
Позицию для «Доры» выбирал сам генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек, во время облета на самолете окрестностей Бахчисарая. Пушка должна была прятаться в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями.
Работы по строительству огневой позиции велись круглосуточно в течение четырех недель. Было привлечено  600 военных строителей-железнодорожников, 1000 рабочих «Трудфронта» организации «Тодт» 1,5 тысячи рабочих, принудительно мобилизованных из числа местных жителей и несколько сот военнопленных.
 Так как оборудование «Доры» доставлялось в 106 вагонах пятью поездами, в месте разворачивания орудия построили целую сортировочную станцию.
Противовоздушная оборона обеспечивалась надежной маскировкой и постоянным патрулированием над районом истребителей из состава 8-го авиакорпуса генерала Рихтгофена. Рядом с позицией выстроили батарею 88-мм зенитных орудий и 20-мм зенитных автоматов. Кроме того, «Дору» обслуживали усиленное военно-химическое подразделение в составе 500 человек, предназначенное для постановки дымовой завесы в целях маскировки с воздуха, 2 румынские пехотные роты охраны, взвод служебных собак и специальная моторизованная команда полевой жандармерии. В общей сложности боевую деятельность орудия обеспечивало более четырех тысяч человек.
Гестапо объявило весь район запретной зоной со всеми вытекающими из этого последствиями. Принятые меры оказались столь успешными, что ни о прибытии в Крым, ни даже о самом существовании «Доры» советское командование так и не узнало до 1945 года.
Для дезинформации составы с оборудованием «Доры» сначала были доставлены под Керчь, где стояли до 25 апреля, а после подготовки позиции были скрытно переброшены под Бахчисарай. В 43 вагонах первого поезда прибыли обслуживающий персонал, кухня и средства маскировки. В 16 вагонах второго поезда привезли монтажный кран и вспомогательное оборудование. В 17 вагонах третьего — доставили части самой пушки и мастерскую. Четвертый поезд в 20 вагонов перевез 400-тонный 32-метровый ствол и механизмы заряжания. В 10 вагонах пятого поезда, в которых поддерживался искусственный климат (постоянно 15 градусов по Цельсию), размещались снаряды и пороховые заряды. Орудие было собрано за 54 часа и к началу июня подготовлено к стрельбе.
Непосредственное обслуживание пушки возлагалось на специальный 672-й артиллерийский дивизион «Е» численностью 4139 солдат, офицеров и вольнонаемных под командованием полковника Р.Бома. Помимо прочего расчет орудия включал батальон охраны, транспортный батальон, комендатуру, полевой хлебозавод, маскировочную роту, отделение полевой почты и походный… публичный дом с персоналом в 40 «работниц». Плюс ко всему к дивизиону были прикомандированы 20 инженеров завода фирмы «Крупп».
О наличии у противника сверхтяжелого орудия в Севастополе ходили различные слухи - один фантастичнее другого, а поскольку материального подтверждения применения орудия-монстра найдено не было, слухи командованием СОР  роасценивались как дезинформация, а их распростронение сурово каралось. 
Утром 5 июня 1942 года два дизельных локомотива мощностью в 1050 лошадиных сил каждый выкатили на боевую серповидную позицию этот колосс общим весом 1350 тонн и установили с точностью до сантиметра. Первый выстрел состоял из снаряда весом 7088 килограмм, двух пороховых зарядов по 465 килограмм каждый, гильзы весом 920 килограмм. Подъемник ствола придал ему возвышение в 53 градуса. Специально для корректировки стрельбы несколько поодаль от «Доры» был поднят в воздух аэростат. Первый выстрел был произведен в 5 часов 35 минут. При выстреле команда обслуживания пряталась в укрытие за несколько сот метров. Выстрел вызывал эффект мини-землетрясения. Грохот при сгорании за 6 миллисекунд свыше 900 килограмм пороха и выталкивании 7-тонного снаряда был просто чудовищным — в вагоне за 3 километра, по свидетельству современников-очевидцев, подпрыгивала посуда. Откат вдавливал рельсовый путь на 5 сантиметров.
Эрих фон Манштейн: "...5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.
На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем (по немецким сводкам) уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. [204] Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» — в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас — 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города...."
Из 10 особо важных объектов Севастопольского оборонительного района предназначенных артиллерийским командованием 11-й армии для обстрела орудием "Дора", и ходе артподготовки огонь велся толлко по семи:
  • один выстрел (5 июня) - по полевому складу боеприпасов 95-ой стрелковой дивизии (в 1 км к северо-западу от ст. Мекензиевы горы);
  • восемь - по казематам старой береговой батареи №16, не имеющей артиллерийского вооружения (в 1 км южнее пос. Любимовка);
  • пять выстрелов (17 июня) - по башенной батарее №30;
  • шесть выстрелов (5 июня)- по по открытой зенитной батарее ПВО ЧФ №365 (в 1 км к юго-западу от ст. Мекензиевы горы);
  • семь выстрелов (6 июня) - по защищенному КП зенитного дивизиона 61-го артполка ПВО ЧФ (в 700 м к северу от поселка Бартеневка);
  • 16 выстрелов (девять 6 июня и семь 7 июня) - по штольням арсенала в Сухарной балке;
  • пять выстрелов (11 июня) - по полевому редуту времен Крымской войны, который использовался как опорный пункт одним из полков 95-й стрелковой дивизии.
Вплоть до 26 июня снаряды чудовищного калибра накрывали советские позиции с частотой от пяти до шестнадцати выстрелов в день. Обстрел закончился так же внезапно, как и начался, оставив советскую сторону с неразрешенным вопросом: что это было?
В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: из 53 выпущенных 800-мм снарядов лишь 5 поразили цель. Наблюдательными постами 672 отмечены попадания по батарее №365, опорному пункту стрелкового полка 95-й стрелковой дивизии и по командному пункту зенитного дивизиона 61-го полка ПВО. В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м (по другим сведениям - до 32м). В основании ствола в результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м, даже без выброса грунта. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания. Применять такое орудие вблизи линии фронта нельзя (открытое, ничем не защищенное гигантское сооружение со значительным персоналом являлось бы заманчивой мишенью, к тому же минимальная дальность стрельбы - 25км). Стреляли за горизонт. По тем временам это означало не по конкретным целям, а по площадям. Тоесть попадет-не попадет.
Заметим, что ни одна из штолен Сухарной балки не была взорвана огнем немецкой артиллерии до последних дней обороны Северной стороны Севастополя, то есть до 25–26 июня. А взрыв, о котором пишет Манштейн, произошел от детонации боезапаса, открыто выложенного на берегу бухты и подготовленного для эвакуации на Южную сторону. При стрельбе по остальным объектам снаряды легли на расстоянии от 100 до 740 м от цели.
Штаб 11-й германской армии выбирал цели довольно неудачно. В первую очередь целями для бронебойных снарядов «Доры» должны были стать береговые башенные батареи № 30 и № 35 (по немецким обозначениям, "форты Максим Горький I и II"), защищенные командные пункты флота, Приморской армии и береговой обороны, узлы связи флота, штольни подземных арсеналов, спецкомбинаты № 1 и № 2 и склады горючего, укрытые в толще Инкерманских известняков, однако по ним почти не стреляли.
Что же касается восьми снарядов, выпущенных по береговой батарее № 16, то это не что иное, как конфуз немецкой разведки. Установленные там 254-мм пушки были сняты еще в конце 1920-х годов, и с тех пор там никого не было.
После взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград в район станции Тайц (но не монтировали).
К тому времени из ствола «Доры», с учетом полигонных испытаний, было сделано около 300 выстрелов. Ствол по причине сильного износа немцы отправили на ремонт в Эссен. Когда началась операция по прорыву блокады города, немцы спешно эвакуировали суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.
Отсутствие достоверных данных о самом явлении "Дора" породило массу различных домыслов и инсинуаций в мемуарах советских военачальников, крымских партизан, флотских и военных разведчиков и авиаторов.
До сих пор приходится сожалеть, что деятельность подразделения Е-672 в Крыму и расположение огневой позиции орудия "Дора" под Бахчисараем не были вскрыты разведками флота, Приморской армии, крымскими партизанами или агентурой НКВД и бахчисарайским подпольем. Если бы это произошло, несомненно, состоялась бы своеобразная дуэль между "Дорой" и гвардейской береговой башенной батареей Черноморского флота №30, для уничтожения которой орудием "Дора" 17 июня было напрасно израсходовано пять семитонных бронебойных снаряда.
Достаточно было одного-двух выстрелов 305 мм шрапнелью, которая покрывала участок 1 200 х 250 м, чтобы уничтожить прислугу, повредить транспортно-заряжающие вагоны и сорвать маскировку, а после этого двумя-тремя четырехсоткилограммовыми фугасными гранатами (даже без корректировки) вывести из строя или вообще уничтожить орудие.
Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковник Франц Гальдер: «Настоящее произведение искусства, однако бесполезное».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отправляясь на Солнечный Полуостров каждый его гость обязательно берет с собой какие то вещи. Информацию о некоторых из них я разместил ниже.

С помощью первой приведенной ниже ссылки я намерен прежде всего компактно ознакомить Вас не с современным русскоязычным сервисом покупок за рубежомe BayToday.ru, а с

  • каталогом аукциона eBay в США, Англии, Германии;
  • каталогом товаров Amazon США, Англии, Германии;
  • найти товар на Китайском аукционе TaoBao.com,EachNet.com и крупном аукционе PaiPai.com;
  • каталогами интернет-магазинов США, Англии, Германии и Евросоюза, Китая.

О самом же eBayToday.ru можно сказать, что доставка у него осуществляется долго, долго отвечает техподдержка, тяжело работает склад в Германии,хорошее качество, низкая цена, благодаря ему у Вас есть возможность купить у тех кто не отсылает в Украину и Россию, удобно расплачиваться любыми способами оплаты,включая самые простые, такие как денежный перевод или перевод на карту (для новичка это заманчивый фактор, так как такую операцию может провести любой, причем буквально не зная ничего про платежные системы),возможность покупать с ebay не имея paypal,можете собрать разные товары в одну посылку или отправить их по разным адресам,они даже по Вашей просьбе могут убрать лишнюю упаковку для облегчения веса и следовательно уменьшения стоимости доставки-это тоже бесплатно! К стати отличная упаковка посылки.

По моему мнению (и мнению известных мне людей)при отсутствии ограничения по времени вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом

Несомненно на пляжах Крыма Вы хотели бы выглядеть сногсшибательно, а для этого необходимо подготовиться еще дома. Для бесподобного решения этой задачи (в смысле качества и цены) я хотел бы порекомендовать Вам следующую ссылку, но хочу предупредить, что они не публикуют отрицательные отзывы, тем самым не давая возможности сделать правильный выбор, не контролируют качество акции, отсылая к самим организаторам. Несмотря на все вышеизложенное синоним

Скидки реальные, партнеров Биглион выбирает самых хороших и надежных. Система платежей отлично выстроена. Оплатить можно кучей способов, среди которых вы непременно найдете тот, который удобен именно Вам.

По моему мнению (и мнению известных мне людей) сервис вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом