8.11.10

Американский "Освободитель" в Крыму.

В конце мая или в начале лета 1944 года американский бомбардировщик "Либерейтор"("Освободитель") Б-24 серии "Н" 512-ой бомбардировочной эскадрилье 376-й бомбардировочной группе Военно-Воздушных Сил США бортовой номер 41-28920, боевой № 33, собственное имя - Big Marge совершил посадку в Крыму.
Вероятно, в результате полученных в бою повреждений, в силу технических обстоятельств или выполнял какое-то особое задание командования (впрочем, можно выдвинуть и другие рабочие гипотезы) он произвел посадку на нашем полуострове.

6 июня 1944 года, в день открытия Второго фронта, газета "Красный Крым" опубликовала статью об этой встрече на Крымской земле американских пилотов. В ней утверждалось, что экипаж самолета выполнял "челночные операции". Экипажи выполнявшие эти операции взлетали с аэродромов Италии, бомбили военные и промышленные объекты противника на территории Германии, Румынии, Венгрии, Болгарии, созданого Гитлером на территории Югославии профашистского "Независимого Хорватского государства" (Хорватские легионеры - усташи принимали участие в осаде Севастополя, в боях на Дону и подо Ржевом, конец же свой нашли в Сталинграде). На обратном пути американские бомбардировщики, заправившись бензином и, подвесив бомбы, вновь крушили все, что еще не успели уничтожить с первого захода. Всего за несколько дней до высадки союзников в Нормандии на территории Советской Украины на Полтавщине и под Миргородом для американских бомбардировщико выполнявших этих операций вступили в строй авиабазы . Прилет в Крым «Освободителя» дал повод для появления слухов о том, что Крымский полуостров вероятно  также статнет  местом базирования американских "челночников".
Вторично слух о создании в Крыму авиабазы для американских ВВС был сознательно реанимирован службами контрразведки в начале 45-го года.
В начале января 1945 года на аэродром «Саки» 11-го Гвардейского дважды Краснознаменного Николаевского истребительного авиаполка ВВС Черноморского Флота (на вооружении были американские самолеты П-39 "Аэрокобра", поставленные по ленд-лизу) приземлился самолет с американскими опознавательными знаками. Потом, к концу месяца, еще несколько транспортных американских самолетов. Из них выгружали ящики с каким-то оборудованием, которые перегружали в "Студебекеры" авиаполка. О том, что находится в запакованных ящиках, никто в полку не знал. В это же самое время по гарнизону стали ходить слухи о том, что на аэродроме «Саки» будут приземляться американские "Летающие крепости» принимающие участие в челночных операциях. Официально об этом никто не сообщал, но об этом все летчики говорили между собой открыто.
Приближался февраль - время работы знаменитой Ялтинской конференции.
Аэродром «Саки» был задействован для встречи и проводов правительственных делегаций Соединенных Штатов и Англии.
О конференции на аэродроме узнали только накануне ее открытия.
Весьма знаменательно, что на приведенной выше фотографии грудь командира американского "Либерейтора" украшает "краб" летчика ВМС СССР, а у Михаила Авдеева медаль к Ордену Британской Империи - рядом с медалью "За оборону Севастополя".
На фотографии - в центре, в окружении американских "бомберов", - советский летчик-истребитель Герой Советского Союза Михаил Авдеев, . В своих мемуарах "У самого Черного моря" он рассказал о том, как в мае 1942 года вместе со своим ведомым Степаном Данилко получил задание определить ситуацию на Южнобережном шоссе, по которому немцы перебрасывали подкрепления под осажденный Севастополь.
Надо подчеркнуть, что перед вылетом пилотам дали четкую и строгую установку: "Добытые вами сведения будут иметь чрезвычайное значение для оценки командованием обстановки. Поэтому в бой вступать категорически воспрещается. От возможных стычек уклоняться. Закончив разведку, немедленно возвращаться на свой аэродром"....
Я не стану пересказывать содержание этих мемуаров.
Один из оставшихся в живых участников этого события - Эрих фон Манштейн, командующий 11-й немецкой армии, в своих мемуарах - "Утерянные победы" вспоминал об этом : "...я с целью ознакомления с местностью совершил поездку вдоль Южного берега до Балаклавы на итальянском торпедном катере, который был единственным судном нашего флота. Мне необходимо было установить, в какой степени прибрежная дорога, по которой обеспечивалось все снабжение корпуса, могла просматриваться с моря и обстреливаться корректируемым огнем...
На обратном пути у самой Ялты произошло несчастье. Вдруг вокруг нас засвистели, затрещали, защелкали пули и снаряды: на наш катер обрушились два истребителя. Так как они налетели на нас со стороны слепящего солнца, мы не заметили их, а шум мощных моторов торпедного катера заглушил гул их моторов. За несколько секунд из 16 человек, находившихся на борту, 7 было убито и ранено. Катер загорелся...". 
Надо отметить, что американские летчики часто бросали (в прямом смысле слова!) свои неисправные самолеты там, где они совершали вынужденную посадку. А если машина имела пусть даже незначительные повреждения, но потенциально опасные для безопасности полетов, то экипажи никогда не ожидали ремонта, а на других самолетах оперативно возвращались на свои базы.
Таким образом, к концу войны на занятой советскими войсками территории было обнаружено 72 самолета Б-24. Часть этих машин была отремонтирована нашими "народными умельцами". В результате чего летом 1945 года 203-й Гвардейский Орловский авиаполк был укомплектован 21-м "Либерейтером". Эти "американцы" в ВВС Советского Союза эксплуатировались до 1950 года.
И необычный письменный (и песенный, и музыкальный) памятник Второй мировой войны: шутливая американская песня о бомбардировщике, который возвращается с боевого задания. Она была переведена на русский язык (правда, весьма вольно) неизвестным энтузиастом, нигде не печаталась, но вскоре ураганно завоевала симпатии советских авиаторов:
Был озабочен очень воздушный наш народ:
Сегодня не вернулся с бомбежки самолет.
Радисты ищут в эфире, волну за волной ловя
И вот без пяти четыре мы услышали слова:

"Мы летим, ковыляя во мгле,
Мы к родной подлетаем земле.
Бак пробит, хвост горит, а машина летит
На честном слове и на одном крыле.

Ну, дела! Ночь была,
Все объекты разбомбили мы дотла.
Вся команда цела и машина пришла
На честном слове и на одном крыле...

В последних числах апреля 1944 года, когда Крымский полуостров еще не был полностью освобожден от врага и под Севастополем шли бои, во всех газетах были опубликованы Призывы ЦК ВКП(б) к 1 Мая. 
Всего было 52 пункта:
"1. Да здравствует 1 Мая - день смотра боевых сил трудящихся! Трудящиеся всех стран, соединяйтесь для борьбы за полный разгром немецко-фашистских захватчиков!
2. Долой ненавистный гитлеровский "новый порядок" в Европе. Смерть немецко-фашистским разбойникам, кровавым поработителям народов, ввергнувшим сотни миллионов людей в пучину войны!
3. Отомстим немецко-фашистским извергам за разграбление и разрушение наших городов и сел, за насилие над женщинами и детьми, за убийства и увод в немецкое рабство советских людей!
4. Да здравствует великий советский народ, его героическая Красная Армия, доблестный Военно-Морской Флот, успешно изгоняющие фашистских извергов из пределов нашей родины"!

5. Да здравствует победа англо-советско-американского боевого союза над злейшими врагами человечества - немецко-фашистскими захватчиками!
6. Привет доблестным летчикам англо-американской авиации, наносящей удары по военным объектам фашистской Германии! Привет храбрым морякам Великобритании и Соединенных Штатов Америки!
...
Взгляните на фотографию, сделанную в Крыму более 60 лет назад. На ней изображен американский "Освободитель", за ним - советский истребитель Як... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отправляясь на Солнечный Полуостров каждый его гость обязательно берет с собой какие то вещи. Информацию о некоторых из них я разместил ниже.

С помощью первой приведенной ниже ссылки я намерен прежде всего компактно ознакомить Вас не с современным русскоязычным сервисом покупок за рубежомe BayToday.ru, а с

  • каталогом аукциона eBay в США, Англии, Германии;
  • каталогом товаров Amazon США, Англии, Германии;
  • найти товар на Китайском аукционе TaoBao.com,EachNet.com и крупном аукционе PaiPai.com;
  • каталогами интернет-магазинов США, Англии, Германии и Евросоюза, Китая.

О самом же eBayToday.ru можно сказать, что доставка у него осуществляется долго, долго отвечает техподдержка, тяжело работает склад в Германии,хорошее качество, низкая цена, благодаря ему у Вас есть возможность купить у тех кто не отсылает в Украину и Россию, удобно расплачиваться любыми способами оплаты,включая самые простые, такие как денежный перевод или перевод на карту (для новичка это заманчивый фактор, так как такую операцию может провести любой, причем буквально не зная ничего про платежные системы),возможность покупать с ebay не имея paypal,можете собрать разные товары в одну посылку или отправить их по разным адресам,они даже по Вашей просьбе могут убрать лишнюю упаковку для облегчения веса и следовательно уменьшения стоимости доставки-это тоже бесплатно! К стати отличная упаковка посылки.

По моему мнению (и мнению известных мне людей)при отсутствии ограничения по времени вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом

Несомненно на пляжах Крыма Вы хотели бы выглядеть сногсшибательно, а для этого необходимо подготовиться еще дома. Для бесподобного решения этой задачи (в смысле качества и цены) я хотел бы порекомендовать Вам следующую ссылку, но хочу предупредить, что они не публикуют отрицательные отзывы, тем самым не давая возможности сделать правильный выбор, не контролируют качество акции, отсылая к самим организаторам. Несмотря на все вышеизложенное синоним

Скидки реальные, партнеров Биглион выбирает самых хороших и надежных. Система платежей отлично выстроена. Оплатить можно кучей способов, среди которых вы непременно найдете тот, который удобен именно Вам.

По моему мнению (и мнению известных мне людей) сервис вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом