На фотографии - в центре, в окружении американских "бомберов", - советский летчик-истребитель Герой Советского Союза Михаил Авдеев, . В своих мемуарах "У самого Черного моря" он рассказал о том, как в мае 1942 года вместе со своим ведомым Степаном Данилко получил задание определить ситуацию на Южнобережном шоссе, по которому немцы перебрасывали подкрепления под осажденный Севастополь.
Надо подчеркнуть, что перед вылетом пилотам дали четкую и строгую установку: "Добытые вами сведения будут иметь чрезвычайное значение для оценки командованием обстановки. Поэтому в бой вступать категорически воспрещается. От возможных стычек уклоняться. Закончив разведку, немедленно возвращаться на свой аэродром"....
Я не стану пересказывать содержание этих мемуаров.
Один из оставшихся в живых участников этого события - Эрих фон Манштейн, командующий 11-й немецкой армии, в своих мемуарах - "Утерянные победы" вспоминал об этом : "...я с целью ознакомления с местностью совершил поездку вдоль Южного берега до Балаклавы на итальянском торпедном катере, который был единственным судном нашего флота. Мне необходимо было установить, в какой степени прибрежная дорога, по которой обеспечивалось все снабжение корпуса, могла просматриваться с моря и обстреливаться корректируемым огнем...
На обратном пути у самой Ялты произошло несчастье. Вдруг вокруг нас засвистели, затрещали, защелкали пули и снаряды: на наш катер обрушились два истребителя. Так как они налетели на нас со стороны слепящего солнца, мы не заметили их, а шум мощных моторов торпедного катера заглушил гул их моторов. За несколько секунд из 16 человек, находившихся на борту, 7 было убито и ранено. Катер загорелся...".
Надо отметить, что американские летчики часто бросали (в прямом смысле слова!) свои неисправные самолеты там, где они совершали вынужденную посадку. А если машина имела пусть даже незначительные повреждения, но потенциально опасные для безопасности полетов, то экипажи никогда не ожидали ремонта, а на других самолетах оперативно возвращались на свои базы.
Таким образом, к концу войны на занятой советскими войсками территории было обнаружено 72 самолета Б-24. Часть этих машин была отремонтирована нашими "народными умельцами". В результате чего летом 1945 года 203-й Гвардейский Орловский авиаполк был укомплектован 21-м "Либерейтером". Эти "американцы" в ВВС Советского Союза эксплуатировались до 1950 года.
Был озабочен очень воздушный наш народ:
Сегодня не вернулся с бомбежки самолет.
Радисты ищут в эфире, волну за волной ловя
И вот без пяти четыре мы услышали слова:
"Мы летим, ковыляя во мгле,
Мы к родной подлетаем земле.
Бак пробит, хвост горит, а машина летит
На честном слове и на одном крыле.
Ну, дела! Ночь была,
Все объекты разбомбили мы дотла.
Вся команда цела и машина пришла
На честном слове и на одном крыле...
В последних числах апреля 1944 года, когда Крымский полуостров еще не был полностью освобожден от врага и под Севастополем шли бои, во всех газетах были опубликованы Призывы ЦК ВКП(б) к 1 Мая.
Всего было 52 пункта:
"1. Да здравствует 1 Мая - день смотра боевых сил трудящихся! Трудящиеся всех стран, соединяйтесь для борьбы за полный разгром немецко-фашистских захватчиков!
2. Долой ненавистный гитлеровский "новый порядок" в Европе. Смерть немецко-фашистским разбойникам, кровавым поработителям народов, ввергнувшим сотни миллионов людей в пучину войны!
3. Отомстим немецко-фашистским извергам за разграбление и разрушение наших городов и сел, за насилие над женщинами и детьми, за убийства и увод в немецкое рабство советских людей!
4. Да здравствует великий советский народ, его героическая Красная Армия, доблестный Военно-Морской Флот, успешно изгоняющие фашистских извергов из пределов нашей родины"!
6. Привет доблестным летчикам англо-американской авиации, наносящей удары по военным объектам фашистской Германии! Привет храбрым морякам Великобритании и Соединенных Штатов Америки!
Комментариев нет:
Отправить комментарий