Благодаря своему расположению Крымский полуостров имеет важное геополитическое и стратегическое значение для Европы.
С самых первых письменных упоминаний лейтмотивом всей политической и общественной жизни полуострова была борьба «великих держав всех времен и народов» за его территорию. Понтийское царство и Римская империя, Византия и Хазарский каганат, Золотая Орда и Османская Турция претендовали на эти земли. В 1783 году Крым стал частью территории Российской империи. Но, даже пребывая в ее составе (а с 1920 года — в составе СССР), Крымский полуостров не переставал привлекать взгляды завоевателей
Тем не менее , при всей важности этого региона, Вопрос - станет полуостров частью «вассальной Украины» или это будет территория, напрямую управляемая из Рейха до конца 1943 года, когда Крым был отрезан частями Красной армии и проблема его политического устройства стала для фашистской Германии неактуальной так окончательно и не была решен.
Цели Германии в войне против СССР были окончательно сформулированы 30 марта 1941 года на совещании Гитлера с германским военно-политическим руководством. На нем все вопросы будущего административно-политического планирования на «восточных территориях» были переданы в ведение рейхсляйтера Альфреда Розенберга — главного нацистского теоретика, знатока внешнеполитических и межнациональных отношений. Уже 2 апреля 1941 года Розенберг представил первый меморандум, в котором полностью отразил свои политические взгляды и концепцию решения национального вопроса в СССР. Последний он предлагал разделить на семь регионов:
• «Великороссия» с центром в Москве;
• Белоруссия с Минском или Смоленском в качестве столицы;
• «Балтенланд» (Эстония, Латвия и Литва);
• Украина и Крым с центром в Киеве;
• Донская область с Ростовом-на-Дону в качестве столицы;
• Кавказский регион;
• Туркестан (советская Центральная Азия).
Этот план вызвал существенные замечания Гитлера, который полагал, что деление будущей оккупированной территории не должно быть таким дробным, а новые административные единицы — искусственными.
20 июня 1941 года в Берлине состоялось совещание высшего военно-политического руководства Германии, на котором Розенберг представил Гитлеру новый план будущего административно-политического устройства того, что должно было остаться от СССР. Предполагалось создать пять административных единиц — рейхскомиссариатов (Reichskomissariat):
• «Московия» (центральные области России);
• «Остланд» (Прибалтика и Белоруссия);
• «Украина» (большая часть Украины и Крым);
• «Кавказ» (Северный Кавказ, Закавказье и Калмыкия);
• «Туркестан» (Средняя Азия, Казахстан, Поволжье и Башкирия).
Эти единицы планировалось создавать по мере продвижения линии фронта на Восток и после умиротворения указанных регионов.
В целом Гитлер согласился с таким решением проблемы, и уже 17 июля 1941 года подписал приказ о введении гражданского управления на оккупированных советских территориях. Согласно этому приказу было создано Министерство оккупированных восточных областей (Reichsministerium fьr die besetzen Ostgebiete) — главный руководящий орган для указанных территориальных образований. Возглавил министерство Альфред Розенберг. Однако вследствие провала «молниеносной войны» против СССР удалось создать только два рейхскомиссариата — «Остланд» и «Украина». Они начали функционировать 1 сентября 1941 года. Окончательно их территории оформились только к декабрю 1941 года.
Согласно планам министерства Розенберга Крым вместе с Херсонской и Запорожской областями должен был войти в генеральный округ «Таврия» (Generalbezirk Taurien), с общей площадью 22 900 км и населением 661 981 человек (по состоянию на 1 сентября 1941 года). Центром округа выбран Мелитополь. Генеральный округ «Таврия» являлся составной частью рейхскомиссариата «Украина» (Reichskomissariat Ukraine). Помимо него в эту административную единицу включались генеральные округа «Волыния-Подолия», «Житомир», «Киев», «Николаев» и «Днепропетровск» [6].
Высшим органом гражданской оккупационной администрации в генеральном округе «Таврия» должен был стать генеральный комиссариат, который поручалось возглавить Альфреду Фрауэнфельду. Но поскольку до лета 1942 года подведомственная ему территория являлась ближним тылом действующей армии, к своим обязанностям он смог приступить только 1 сентября 1942 года. К этой дате относится окончательное оформление территории генерального округа «Таврия», каким его видели в министерстве Розенберга.
Однако оставался один нюанс. Территория Крыма так и не перешла под юрисдикцию генерального комиссара Фрауэнфельда. По указанным выше причинам полуостров находился под двойным управлением: гражданским (номинально) и военным (фактически). То есть из состава генерального округа Крым не изымался, и гражданские чиновники также никакой власти здесь не имели. Реальная власть на полуострове принадлежала командующему расквартированных здесь частей Вермахта.
Во главе местного аппарата военной администрации находился так называемый Командующий войсками Вермахта в Крыму (Befehlshaber Krim), который по вертикали подчинялся командующему группой армий «А» (с апреля 1944 года — группа армий «Южная Украина»). Обычно такая должность вводилась на тех оккупированных территориях, где высший начальник Вермахта осуществлял не только охранную службу, но и занимался их административным устройством. В период всей оккупации Крыма эту должность занимало шесть человек, наиболее известным из которых стал командующий 17-й немецкой армией генерал-полковник Эрвин Йенеке.
Один из пунктов плана Альфреда Розенберга назывался «Украина с Крымом». Последующий меморандум также подразумевал, что Крым будет частью будущей «Великой Украины» под названием «Таврия». Однако многочисленные рукописные пометки на этом документе свидетельствуют о том, что написание именно этого пункта вызвало у Розенбергу с большое количество сомнений. Он явно понимал, что Крым только с большой натяжкой можно отнести к Украине, так как число проживавших там украинцев было ничтожно мало (чтобы как-то решить эту проблему, Розенберг предлагал выселить с полуострова всех русских, евреев и татар). Но это был не единственный парадокс плана рейхсляйтера. Одновременно он настаивал, чтобы Крым находился под прямым контролем правительства Третьего рейха. Объясняя этот казус, Розенберг всячески подчеркивал «германское влияние» на полуострове. Так, он утверждал, что до Первой мировой войны немецким колонистам здесь принадлежали значительные территории. А еще в XVI столетии в Крыму жили готы — одно из древних германских племен. Таким образом, «Таврию» только «технически» можно присоединить к Украине. Управлять же ею должны из Берлина.
По мнению же фюрера, Крым должен стать «немецким Гибралтаром», который позволит контролировать все Черное море. Во-вторых, планировалось превращение полуострова в «один огромный немецкий курорт» Более конкретно о судьбе Крыма Гитлер высказался на совещании военно-политического руководства Третьего рейха 16 июля 1941 года. В своей речи он выделил его из ряда других оккупированных советских территорий и подчеркнул, что полуостров «необходимо очистить от всех чужаков и заселить германцами». В частности, русских предполагалось выселить в Россию. По воспоминаниям одного из присутствующих, фюрер выразился так: «Она для этого достаточно велика».
Как свидетельствуют документы, «крымский вопрос» и судьба населения полуострова занимали Гитлера и в последующие месяцы. Когда Розенберг в очередной раз посетил его в декабре 1941 года, фюрер повторил, что «Крым должен быть полностью очищен от негерманского населения». Эта встреча интересна еще с той точки зрения, что на ней затрагивалась проблема так называемого «готского наследия» в истории полуострова. Имея в виду его значимость, Гитлер выразил желание, чтобы после окончания войны и решения вопроса с населением Крым получил название Готенланд. Розенберг сказал, что уже думает над этим, и предложил переименовать Симферополь в Готенбург, а Севастополь — в Теодорихсхафен. Продолжением «готских планов» Гитлера и Розенберга явилась археологическая экспедиция, организованная генеральным комиссаром «Таврии» Фрауэнфельдом в июле 1942 года. Руководителем этого мероприятия был назначен фюрер СС и полиции «Таврия» Людольф фон Альвенслебен*. В ходе экспедиции было обследовано городище Мангуп — бывшая столица княжества Феодоро, которое было уничтожено турками в 1475 году. ”Генрих Вывод нацистских археологов: крепость Мангуп, а также целый ряд городов на Южном берегу Крыма были построены готами. Этот и другие тезисы изложены в книге «Готы в Крыму», автором которой является один из участников экспедиции, полковник Вернер Баумельбург .
Если фантазии относительно Готенланда так и остались фантазиями, то планы относительно переселения немцев в Крым разные инстанции Третьего рейха неоднократно подавали Гитлеру для рассмотрения.
Во-первых, руководство СС предлагало переселить в Крым 140 тыс. этнических немцев из так называемой Транснистрии — территории СССР между реками Днестр и Днепр, которая находилась под управлением Румынии. Этот план стоял на повестке дня до самого освобождения Крыма, но немцы к нему так и не подступились.
Во-вторых, генеральный комиссар «Таврии» Альфред Фрауэнфельд летом 1942 года подготовил специальный меморандум, где предлагал переселить в Крым жителей Южного Тироля, чтобы раз и навсегда решить итало-германский спор по поводу этой территории. Известно, что Гитлер отнесся к этой идее с большим энтузиазмом. Так, на одном из совещаний он сказал буквально следующее: «Я думаю, что это великолепная идея. Кроме того, я также считаю, что Крым и климатически, и географически подходит тирольцам, а по сравнению с их родиной, он действительно земля, где текут реки с молоком и медом. Их переселение в Крым не вызвало бы ни физических, ни психологических трудностей».
К слову, рейхсфюрер СС и Шеф германской полиции Генрих Гиммлер, в чьем ведении находились все вопросы по «укреплению германской расы», также был не против подобного решения «тирольской проблемы». Более того, он был готов уступить тирольцев Фрауэнфельду, даже несмотря на то, что ранее планировал поселить их в «Бургундии» — еще одном государстве, где после окончания войны должна была «концентрироваться германская кровь». Но, по мнению Гиммлера, переселять их следовало только после окончания войны. В конце концов, Гитлер согласился с рейхсфюрером, хотя и подписал в начале июля директиву, согласно которой выселение русских из Крыма должно начаться уже сейчас, а украинцев и татар — чуть позже. ”Будущее
В-третьих, во второй половине 1942 года Фрауэнфельд разработал еще один план. На этот раз он предлагал переселить в Крым 2 тыс. немцев из Палестины. Как это можно осуществить в условиях британской оккупации — оставалось «за скобками». В целом же фантастичность этого плана была настолько очевидной, что даже Гиммлер приказал отложить его до лучших времен.
Конец всем планам по переселению положили протесты тех органов Вермахта, которые отвечали за военную экономику. Так, в середине августа 1943 года начальник Верховного командования Вермахта (ОКВ) генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель решительно выступил против каких-либо перемещений населения в условиях войны. Не без основания он заметил, что «эвакуация» русских и украинцев — 4/5 всего населения Крыма — полностью парализует экономическую жизнь. Тремя неделями позднее было решено, что любые перемещения возможны только по окончании войны. С этим согласился и Гиммлер, полагавший, что переселение немцев необходимо и планировать, и осуществлять, но в условиях военной ситуации делать это крайне преждевременно. Заметим, что Гиммлер самым решительным образом воспротивился планам по выселению татар из Крыма. Правда, только в военный период. По его словам, это могло стать катастрофической ошибкой. «Мы должны сохранить в Крыму хотя бы часть населения, которое смотрит в нашу сторону и верит в нас», — подчеркивал рейхсфюрер.
Как это ни парадоксально, но в начале 1944 года немцы предприняли запоздалую попытку свести воедино все свои усилия по политической и национальной «организации» Крымского полуострова. В январе этого года командующий войсками Вермахта в Крыму генерал-полковник Эрвин Йенеке приказал начать подготовку по созданию на полуострове местного правительства (Landesregierung). По замыслу немецкого генерала оно должно состоять из представителей трех основных национальностей, населяющих Крым: татар, русских и украинцев (именно в таком порядке они перечислены в отчете Йенеке командованию группы армий «А»). Основой этого правительства должны были послужить органы местного самоуправления и соответствующие национальные организации — мусульманские и украинские комитеты. В его компетенцию, при общем надзоре со стороны немецкой военной администрации, планировалось передать:
• административное руководство органами гражданской власти, а также командование частями вспомогательной полиции;
• все вопросы, касающиеся религии и просвещения;
• благотворительность;
• судопроизводство.
К марту 1944 года вся местная администрация была в основном переформирована согласно этому плану, но уже в апреле — мае 1944 года Крым был полностью освобожден частями Красной армии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий