- С декабря 1914 по ноябрь 1917 года матрос полуэкипажа Севастопольского военного порта.
- С ноября 1917 по ноябрь 1918 года боец-красногвардеец Черноморского отряда революционных моряков в Крыму.
- С ноября 1918 по ноябрь 1919 года красноармеец-организатор моряков в тылу противника в Крыму. Участвовал в создании партизанского движения на полуострове, в боях против белогвардейцев в Украине и в Крыму.
- С ноября 1919 по март 1920 года Председатель президиума ячейки мастерской Заднепровской морской бригады бронепоездов и бронесил 14-й и 12-й армий.
- Март-июль 1920 года - Комиссар Оперативного управления при командующем Морскими Силами Юго-Западного фронта.
- Март-октябрь 1920 года - комендант и член Революционного военного совета (РВС) Крымской революционной повстанческой армии.
- Октябрь 1920 – март 1921 года - командир десанта, отряда моряков, комендант и начальник отряда ВЧК по борьбе с бандитизмом в Крыму.
В сложившейся ситуации попасть в Россию можно было только через Трапезунд. Удалось договориться с контрабандистами, что за тысячу николаевских рублей они переправят человека на противоположный берег Черного моря. В Турции Папанину удалось встретиться с советским консулом, который в первую же ночь отправил его на большом транспортном судне в Новороссийск. А уже в Харькове посланца повстанцев принял командующий Южным фронтом М. В. Фрунзе. Получив необходимую помощь. На обратном пути, в Новороссийске, к нему присоединился будущий известный писатель Всеволод Вишневский.
- С ноября 1920 года по рекомендации Р. Землячки (Залкинд) назначен комендантом Крымской ЧК. работал следователем.
В своих воспоминаниях, написанных и опубликованных в 70-е годы, Папанин, дабы подчеркнуть свою приверженность коммунистическим идеалам, пишет о том, что даже после ухода из "органов", работая в Наркомате почт и телеграфов (и, очевидно и в более позднийпериод), он "фактически связи с ЧК не порывал".
- Март-июль 1921 года - в распоряжении военного комиссара при командующем Морскими Силами Республики.
- Июль 1921 – март 1922 года - Секретарь РВС Морских Сил Чёрного моря.
- Март 1922 – август 1923 года переведен в Москву комиссаром хозяйственного управления Народного комиссариата морских дел. За нарушение воинской и трудовой дисциплины уволен; в запасе (август 1923 – декабрь 1926, август 1931 – октябрь 1939).
- В 1923—1925 проходил обучение на Высших курсах связи
- Август 1923 – январь 1927 года - Заместитель ответственного руководителя Народного комиссариата почт и телеграфов (НКПТ) по организации связи в Якутии.
- Январь 1927 – август 1931 года - начальник Центрального управления военизированной охраны НКПТ СССР.
- Апрель 1932 – декабрь 1933 года - начальник экспедиции и полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа.
- Декабрь 1933 – декабрь 1935 года - начальник полярной станции на Мысе Челюскин.
- В 1937—1938 — возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс», которая положила начало планомерному изучению высокоширотных районов полярного бассейна. Исследователи должны были оставаться в районе полюса в течение многих месяцев и проводить разнообразные научные исследования. Группа полярников состояла из четырех человек: кроме Папанина в нее вошли гидролог и биолог Петр Петрович Ширшов, геофизик и астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Начальником экспедиции, а также поваром был утвержден Папанин. Всей научной программой этой уникальной экспедиции руководил известный полярник Отто Юльевич Шмидт. Для экспедиции был специально сконструирован утепленный домик-палатка, создана уникальная радиоаппаратура, разработаны особые продукты питания, которые могли выдержать и сильный мо-роз в 50 градусов, и многомесячное хранение.
Начавшийся 21 мая 1937 года дрейф станции продолжался 274 дня и закончился 19 февраля 1938 года в Гренландском море. За это время льдина прошла 2100 км. К февралю 1938 года размеры льдины сократились настолько, что полярников необходимо было снимать. Первым к дрейфующей станции отправился небольшой зверобойный корабль «Мурманец». Он вошел во льды, но вскоре был зажат и Унесен в Атлантический океан. Вылетевший на помощь дирижабль «СССР-В6» разбился, врезавшись в гору около города Кандалакши. Во льды были направлены и две подводные лодки, Однако они не смогли бы всплыть в районе дрейфа. 19 февраля к экспедиции смогли приблизиться два ледокола — «Таймыр» и «Мурман». С борта «Таймыра» был спущен небольшой одномоторный самолет (пилотируемый полярным летчиком Власовым), который первым добрался до дрейфовавшей льдины.На следующий день к станции подошли ледоколы. Полярники перешли вначале на «Таймыр», а с него на борт подоспевшего к тому времени дедушки русского ледокольного флота - ледокол «Ермака». Он и должен был доставить полярников в Ленинград. Однако внезапно капитан «Ермака» получил приказ следовать в Таллин (как раз в эти дни в Москве проходил процесс над Бухариным, и Сталин потребовал, чтобы встреча полярников состоялась после него). Трагическая судьба станции была центром крупной пропагандистской кампании, развернутой для доказательства превосходства СССР над Западом. Участники экспедиции в неимоверно трудных условиях сумели собрать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией «Северный полюс» на дрейфующей льдине Папанину Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» (№ 37).
- Март 1938 – октябрь 1939 года - заместитель начальника Главсевморпути при Совете Министров СССР.
- Октябрь 1939 – август 1946 года - начальник Главсевморпути при Совете Министров СССР, игравшего важнейшую роль в снабжении лагерей ГУЛАГа. Первые годы основное внимание уделял строительству мощных ледоколов развитию арктического мореплавания, в 1940 года возглавил экспедицию по выводу из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов».
- В 1939—1948 годах работал начальником Главсевморпути и уполномоченным Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере. В годы Великой Отечественной войны внёс значительный вклад в организацию бесперебойного движения судов на трассе Северного морского пути. Организовал прием и переправку на фронт грузов из Англии и Америки, за что получил звание контр-адмирала..
- С 15 октября 1941 года уполномоченный Государственного комитета обороны по морским перевозкам в Белом море и организации погрузки и выгрузки в Архангельском порту.
- В октябре 1943 года руководил коренной реконструкцией порта Петропавловск-Камчатский.
- Октябрь 1944 – август 1946 и с октября 1948 годов прикомандирован к АН СССР.
- Июль 1946 – август 1948 годов - на длительном излечении.
- Август 1948 – июнь 1950 годов - заместитель директора Института океанологии АН СССР по экспедиционной части.
- Июнь 1950 – июнь 1965 года - директор Института биологии и внутренних вод АН СССР.
- Август 1951 – январь 1986 года - начальник отдела морских экспедиционных работ АН СССР
- С 1956 года — директор Института биологии внутренних вод АН СССР в посёлке Борок, председатель Московского филиала Географического общества СССР.
Любопытно, что именно Папанин стал прообразом матроса Шванди в пьесе драматурга К. Тренева «Любовь Яровая».
Умер И.Д. Папанин в январе 1986 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий