Шайтан-Мердвен, или Чертова лестница – самый короткий и удобный путь с Южного берега Крыма через горную цепь в глубину полуострова. Известно, что люди начали использовать его еще в меднокаменный век, 6 тысяч лет назад. Скальный барьер Южной гряды издревна не только защищал Южный берег от холодных северных ветров, но и служил неприступной каменной стеной с обрывами и пропастями для захватчиков-кочевников. Но кроме защиты от различных нашествий местному населению нужны были также и горные тропы и дороги, где могли бы пройти повозка, пеший и конник, и которые связали бы юг и север полуострова.
В первоначальном виде лестница представляла собой ряд маршей длиной от 5 до 25 м каждый, круто поворачивавших под углом от 90 до 150-160 градусов. На всем протяжении подъем был наклонным, без ступеней, ширина прохода составляла не менее 1,5 м, поэтому ею могли пользоваться не только пешеходы, но и всадники, и даже небольшие двухколесные повозки. Длина всех маршей лестницы – 240-250 метров, и, таким образом, ее с полным правом можно назвать самым коротким путем в предгорья.
Тавры отыскали горный проход, оценили возможности этого удивительного, созданного самой природой сооружения и в отдельных местах его «подправили». Кое-где строителям пришлось растащить камни, выложить подпорные стенки – крепиды, иногда достигавшие трехметровой высоты и одновременно служившие основанием для выше расположенного марша.
Во времена поздней античности, когда на берегах Крыма стояли римские гарнизоны, легионеры проложили дорогу (Via Militara) между Херсонесом Таврическим и крепостью Харакс на Ай-Тодоре (ниже Ласточкина Гнезда). Если летом доставка грузов римлян осуществлялась здесь преимущественно кораблями Равеннской эскадры, то зимние штормы мешали каботажному судоходству, и тогда главной магистралью становилась дорога через Чертову лестницу. Перевал был модернизирован, а на плато продолжили дорогу, построив участок, который сейчас именуют Мордвиновская дорога. На протяжении почти 5,5 км ее выбили в известняке.
В это время местные жители — тавры не считали себя рабами завоевателей. Здесь не раз вспыхивали яростные кровавые схватки.
Здесь же отряд генуэзцев, высадившись с парусных фрегатов, спешил отобрать у феодоритов лесные угодья.
В середине XIX века на Южном берегу Крыма начался бум строительства летних дворцов и дач российской аристократии. Для этого требовались более удобные дороги, и в 1840 году была построена трасса Ялта – Севастополь. Сегодня она – современная замена Чертовой лестницы.
В 1820 г. через перевал проходил, следовавший, в сопровождении Раевских, в Свято-Георгиевский монастырь и далее в Бахчисарай, Александр Сергеевич Пушкин. "По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших", — так писал он в письме другу.
Здесь были : Паллас и Дюбуа де Монпере, генерал Н. Н. Раевский, А. С. Грибоедов, П. И. Жуковский, И. Бунин, Н. Г. Гарин-Михайловский, Леся Украинка, А. К. Толстой, В. Брюсов и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий