8 (19) апреля 1783 года императрица Екатерина II Алексеевна Романова, по инициативе Г.А.Потемкина, по случаю присоединения Крыма, издает манифест, в котором обещает мусульманам полуострова: "...охранять и защищать их лица, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковые в России пользуются". 1 ноября 1783 года именным указом Екатерина II дозволяет принимать татарских мурз и чиновников присоединенного Крымского ханства на военную службу с присвоением им званий не выше премьер-майора.
На основании указа от 1 марта 1784 года, о составлении национального войска в составе пяти дивизионов, из новых подданных Таврической области, данного президенту военной коллегии князю Потемкину. Формируется три дивизиона. По штату положено было в каждом дивизионе по 1-му майору, по 2 ротмистра, 2 поручика, 2 прапорщика, 10 наказных и 195 рядовых с жалованьем в год: майору 300р, ротмистру - 200р., поручику - 150., прапорщику - 120р., наказному - 40р., и рядовому - 35р. ассигнациями.Все офицеры этих дивизионов и большинство наказных были назначены из молодых мурз выдающихся фамилий. Первым дивизионом командовал ротмистр Мустафа Киятов, вторым - майор Абдулла Велич, третьим - майор Батыр-ага Тамагул Крымтайский. В дивизионах не было установленной формы одежды, единственным требованием было, чтобы цвета ее различались подивизионно. В 1787 году из состава 3 дивизионов были сформированы 2 дивизиона, а 3-й был распущен по домам до востребования. Командиром 1-го дивизиона был назначен майор и кавалер Св. Владимира 3-го класса Мегметша бей Кантакузин (из молдавских князей) (Св. Владимира получил при взятии Очакова в звании адъютанта кн. Потемкина). До 1790 года эти два дивизиона несли службу внутри Крыма: сопровождали почту, представителей властей, охраняли соляные озера, леса, развозили эстафеты между городами и селами Крыма, преследовали разбойников, беглых. Во время приезда в Крым императрицы
Екатерины II в мае 1787 г,1-й дивизион 19 мая 1787 года встретил императорский кортеж в Перекопе и, разбившись по частям, конвоировал его до ст. Айбары, где ее Ее Величество имела ночлег, а на другой день сопровождал до г. Бахчисарая, где у въезда в город были выстроены в полном составе 2-й и 3-й дивизионы. Все 3 дивизиона, были обмундированные перед самым приездом по приказу кн. Потемкина полковником Горичем, в чекмени и шаровары из черного сукна.
В 1790 году из крымских татар было сформировано еще 4 дивизиона. Все 6 дивизионов, под общей командой полковника Мегметша бея князя Кантакузина были отправлены к польской границе. В Черниговском наместничестве они были остановлены и включены в корпус генерала-аншефа Кречетникова. В 1792 году все 6 дивизионов возвращены обратно в Крым. 4 дивизиона были окончательно расформированы и распущены по домам. В 1796 году расформировываются и 2 последних дивизиона.
В конце 1806 года, по случаю вступления России в Четвертую антифранцузскую коалицию, мусульманское духовенство и дворяне Крыма, во главе с муфтием Мурзой Челеби, через бывшего тогда губернатора Дмитрия Борисовича Мертвого, подали на Высочайшее Имя заявление о желании для защиты Отечества выставить нужное число конных полков на всем своем иждевении. Император Александр I Павлович Романов милостиво принял эту просьбу и указом № 22772 от 1807 года повелел разработать этот проект и сформировать четыре конных полка из крымских татар по образцу казачьих полков. В проекте предлагалось на офицерские должности направлять русских дворян. Д.Б. Мертвого настаивал на необходимости, в интересах дела назначить офицеров из мурз Крыма. Свое ходатайство губернатор направил в Одессу исполняющему должность Херсонского военного губернатора маркизу де Траверсе с молодым поручиком Мустафой Мурзой, которого, уже маркиз де Траверсе направил в С.-Петербург к министру военно-сухопутных сил генерал-адьютанту Феншау, который представил поручика Государю Императору.
К маю 1807 года 4 конных татарских полка по казачьему образцу были сформированы и снаряжены. Правда если с формой (черные суконные чекмени и шаровары по казачьему образцу и татарские шапрки) вопрос был решен, то с вооружением было хуже (часть состава была вооружена пиками, пистолетами или ружьями, саблями, другая -пики, клюки, да татарскими ножами). Полки получили названия по уездам формирования. Симферопольским конно-татарским полком командовал майор Кая бей Балатуков, Перекопским - майор Ахмет бей Хункалов, Евпаторийским - капитан Абдулла ага Мамайский, Феодосийским - поручик Али мурза Ширинский. В середине июня полки двинулись из Крыма. через Кременчуг в направлении г. Вильно. Но ввиду прекращения военных действий 9 июля полки были остановлены, а 9-го августа направлены обратно в Крым. Полки прибыли в Крым и были распущены по домам. 24 января 1808 года полки восстановлены.21 мая 1808 года из Симферополя вышел Симферопольский конно-татарский полк. 13 сентября он прибыл в г.Вильно и занял позиции с казачьей бригадой генерала Иловайского на прусской границе у местечка Юрбург. 31 мая 1808 года выступил Перекопский полк. 22 августа он расположился в Белостокской области между с. Каменки и с Кринички. Евпаторийский и Феодосийский полки 16 июля 1809 года расположились на границе Киевской и Житомирской губерний. В начале 1812 года Евпаторийский конно-татарский полк был направлен в Виленскую губернию и вошел в состав Второй западной армии. Он занимал позиции по реке Неман и участвовал в сражениях с авангардными войсками противника при изгнании неприятеля из Брест-Литовска, под городом Коврином, уничтожении групировки генерала Ферьера под местечком Заблудовом.
Симферопольский и Перекопский конно-татарские полки в 1812 году в составе корпуса войскового атамана графа Платова принимали участие в сражениях при Мире, Романове, Могилеве, Смоленске, Поречье, Духовщине, Рузе, Можайске, Бородине. При преследовании наполеоновской армии принимали участие в сражениях при Тарутине, Гжатске, Дорогобуже, у Боровицкого перевоза, по дороге к Вильно, при Юрбурге, при переходе через Неман. В заграничных делах эти два полка в составе корпуса генерала от кавалерии герцога Александра Виртембергского принимали участие в сражениях при Тильзите, Рогниде, Бранденбурге, в блокаде и взятии крепости Данциг. За последнее сражение командир Симферопольского полка полковник князь Балатуков 7 декабря 1813 года был произведен в генерал-майоры.
По окончании военных действий и заключения мира с Францией Симферопольский, Перекопский и Евпаторийский конно-татарские полки 5 декабря 1814 года прибыли в Крым, и через два дня распущены по домам.
Феодосийский конно-татарский полк, видимо из-за слабого вооружения (только пики и татарские ножи) в сражениях не участвовал. Простоял на берегу Буга Гродненской губернии. Вернулся в Крым 15 мая 1815 года, и также был распущен.
В 1817 году по Высочайшему повелению и распоряжением главного штаба от 7 мая за № 404 все четыре полка были расформированы.Все обер-офицеры повышены в чинах, удостоены Монаршего благоволения и пожизненно оставлены в рядах русской армии с сохранением мундира полка. Командир Симферопольского конно-татарского полка Кая бей князь Балатуков ушедший майором, вернулся генерал-майором и кавалером св. Георгия 4-го класса, св. Анны 2-го класса и Владимира 3-го и 4-го класса.; командир Перекопского конно-татарского полка Амет бей князь Хункалов - полковником с золотой саблей и орденом Владимира 4-го клпсса и св. Анны 2-го класса; командир Евпаторийского конно-татарского полка Мамайский - майором и кавалером св. Анны 3-го класса. Все чины получили по серебряной медали на голубой ленте с надписью: "не нам, не нам, а имени Твоему".
За отличную боевую службу конно-татарских полков в Отечественной войне 1812 года законодательным актом от 20 июля 1827 года из крымских татар был выделен лейб-гвардии Крымско-татарский эскадрон, в котором по утвержденному штату состояло: 1 полковник, 9 обер-офицеров, 24 унтер-офицера, 4 трубача и 192 рядовых. Все нижние чины были ростом выше 8 вершков. Почти все унтер-офицеры были кавалерами отечественной войны. Эскадрон был разделен на 3 части, две из них постоянно находились на службе в Санкт-Петербурге, а третья в составе 3 офицеров, 8-унтер-офицеров и 64 рядовых находилась в Крыму и через каждые 3 года отправлялась на службу в столицу. Срок службы нижним чинам был определен в 15 лет, из них 9 на службе, а 6 - на льготе. Эскадрон содержался за счет крымско-татарского населения. Для этих целей все крымские татары были обложены специальным налогом в размере 17 копеек с души в год. Содержание же эскадрона в период следования его на службу в Санкт-Петербург производилось за счет казны. Жалованье (54 рубля серебром в год-унтерофицерам и 37 рублей - рядовым, а офицерам - по общегвардейскому кавалерийскому окладу) выдавалось из казны. 16 марта 1828 года сменилось командование эскадрона. К.Балатуков по болезни ушел в отставку, а на его место был назначен полковник Ахмет-бей князь Хункалов. В 1828 году началась очередная русско-турецкая война. За осаду и взятие крепости Варна дивизион вместе с лейб-гвардии Сводно-казачьим полком получили серебряные трубы, а несколько нижних чинов были награждены Георгиевскими крестами.
Как это ни парадоксально, если война против единокровной Турции и халифа - повелителя всех правоверных мусульман-сунитов не вызвала возмущения среди крымских татар, то Крымская война 1853-56 годов практически разделило мусульманское население полуострова. Основная их часть, включая всех военнослужащих однозначно остались верны присяге, но проосмански ориентированная часть беев, мурз, мул, особенно в Ялте и Евпатории однозначно выступили на стороне англо-франко-турецкой коалиции. С начала военных действий находившаяся в Петербурге часть эскадрона, под командованием полковника Батыр Челеби Муфтий-заде, выдвинулась к Кронштадту, и на протяжении всей войны охраняла берега Балтийского моря. Часть дивизиона находившаяся в Крыму под командованием ротмистра Омер-бея Балатукова обороняла Севастополь, в составе отряда генерал-лейтенанта Рыжова участвовала в действиях на Черной речке. В частности 25 сентября 1854 года разъезд полуэскадрона снял на Мекензиевой горе пикет английских гвардейских драгунов, захватил в плен одного офицера и пять нижних чинов. За проявленную храбрость унтер-офицер Сеитша Балов и рядовые Селим Аметов и Молладжан Аметов получили Георгиевские кресты лично из рук главнокомандующего сухопутными и морскими силами в Крыму князя Александра Сергеевича Меншикова.
В 1860-61 годах из Крыма в Османскую империю эмигрировала значительная часть крымских татар. Содержание и комплектование эскадрона стало не по средствам мусульманам Крыма. На основании вышеизложенного по Высочайшему повелению от 1863 года с 1 мая 1864 года лейб-гвардии крымско-татарский эскадрон из состава гвардейского корпуса был исключен. Приказом военного министра № 210 от 26 мая 1863 года эскадрон был переформирован в команду лейб-гвардии крымских татар собственного его императорского величества конвоя. Из состава эскадрона выбрали 3 офицеров и 21 нижнего чина. Эту команду разделили на три смены: одна служила в Петербурге в составе лейб-гвардии Кавказского казачьего эскадрона, вместе с кубанцами и терцами, а 2 другие -2 офицера и 14 рядовых - находились в Крыму и по очереди сменялись каждые три года.
Во время последней Русско-турецкой войны 1877-78 годов две команды царского конвоя вместе с эскадронами находились в действующей армии за Дунаем при главной квартире Александра II. Они принимали участие во взятии Горного Дубняка, Ловчи и Плевны. Из 14 человек нижних чинов 5 удостоились получить знаки отличия военного ордена, а поручик Бактемир мурза Абдурраманчиков и корнет Али бей Балатуков за военные отличия были произведены в следующие чины, награждены орденом св. Анны 4-й степени с надписью "за храбрость", а также удостоились Высочайшего подарка из рук Его Величества - именной шашки кавказского образца в серебряной оправе.
В 1890 году, 16 мая, команда лейб-гвардии крымских татар, состоявшая при кавказском казачьем эскадроне Собственного Его Величества конвоя исключена.
Введеная в 1874 году всеобщая воинская повинность для крымских татар была заменена службой в особом ирегулярном формировании- Крымском эскадроне. По штату эскадрон состоял из 2 штаб-офицеров, 10 обер-офицеров, 38 унтер-офицеров, 6 трубачей и 175 рядовых. Крымский эскадрон был расположен под Бахчисараем, где для него были приспособлены старые казармы инженерного ведомства. В 1875 году из новых новобранцев был сформирован 2-й эскадрон, расположенный в Симферополе. Именным указом Александра II , объявленным в приказе по военному ведомству от 22 июля 1875 года, Крымский эскадрон был переформирован в дивизион. Срок службы до 1893 года двухлетний, а с 1893 года положен четырехлетний. Во время последней войны с Турцией 1877-78 годы дивизтон находился в Севастополе, занимая аванпосты и делая разъезды по берегу Черного моря. Из поступившего сверхштатного числа новобранцев образовалась пешая команда, которая впоследствии достигла штата эскадрона, каковым с 1879 до 1882 года командовал ротмистр Темир мурза Нагаев. В 1882 году пеший эскадрон переименован в крымскую стрелковую роту. Она просуществовала при крымском дивизионе до 24 декаборя 1893 года.
Во время приезда 10 октября 1894 года будущей Ее Императорского Высочества Государыни Императрицы Александры Федоровны, а тогда еще Высоконареченной невесты Государя Императора герцогини Гессенской крымский дивизион встретил Ее Величество в г. Симферополе у станции железной дороги и сопровождали до станции Мамут-Султан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий