Абсолютно достоверно известно о трех периодах пребывания Иосиф
Виссарионовича Сталина в Крыму
Первые документальные свидетельства пребывания Сталина в
Крыму связаны с Севастополем. Итак, 25 июля 1929 года. На палубе крейсера
“Червона Украина” построены одетые по форме № 1, во все белое, моряки. В
глубине Южной бухты показывается большой штабной катер, и вскоре на борт в
сопровождении первых лиц флота поднимаются Сталин и нарком тяжелой
промышленности Орджоникидзе. Их сопровождали В. М. Орлов и Г. С. Окунев. Едва
гости ступили на крейсер, он снялся с бочки и, быстро развернувшись, лег на
Инкерманские створы. Шли неподалеку от берега. Предстояло сделать короткую
остановку близ Мухалатки, где отдыхал К. Е. Ворошилов. Спущенный на воду катер
доставил к нам Наркома обороны. Вместе с ним прибыла, помнится, дочка
Орджоникидзе — девочка лет восьми-девяти. Ей, видимо, очень хотелось побывать
на военном корабле. Быстро закончились деловые переговоры. Сфотографировавшись
с командой корабля, К. Е. Ворошилов покинул "Червону Украину". Крейсер берет курс на Сочи.
8 января 1945 года наркомвнудел Л.П. Берия подписал
совсекретный приказ “О специальных мероприятиях в Крыму”, а спустя 18 суток уже
докладывал Сталину о готовности объектов к приему и размещению иностранных и
советской делегаций и обеспечению всех участников полной охраной. И уже1
февраля на железнодорожный вокзал Симферополя поездом из Москвы прибыл Сталин. После
часового отдыха в Алуште (на улице Ленина 20 – в бывшей даче генерала Голубова)
генералиссимус уехал в Кореиз, откуда "лично и строго секретно"
уведомил Черчилля, что уже находится на месте встречи.
Как известно основные события Ялтинской конференции
происходили в Ливадийском дворце - резиденции американской делегации (из 116
отдельных помещений, для американцев подготовили 43 комнаты). По диппротоколу
это не полагалось, но Рузвельт не мог передвигаться без посторонней помощи.
Восемь раз здесь происходили официальные встречи "Большой тройки" (с
4 по 11 февраля). Именно в Ливадии подписано "Коммюнике о Крымской
конференции".
Тем не менее, значительно больше материальных свидетельств о
пребывании Сталина сохранил Кореизский (Юсуповский) дворец, где во время
Ялтинской конференции располагалась советская делегация во главе с
Главнокомандующим. Здесь состоялось предварительное совещание министров
иностранных дел и торжественный обед в честь президента США Ф. Рузвельта и премьер-министра
Великобритании У. Черчилля. Именно здесь Сталин и Черчилль обсуждали вопрос о
передаче людей, освобождённых из фашистских лагерей (значительная часть
которых потом в СССР попали в сталинские лагеря или ссылку).
Дворец был построен осенью 1910 года по проекту выдающегося зодчего
Николая Краснова, для одной из самых богатых аристократических династий
России. Кореизское имение принадлежало князю Феликсу Юсупову граф
Сумарокову-Эльстону, генерал-губернатору Москвы. Наследником имения
стал его сын, Феликс Юсупов-младший. Его имя вошло в историю в связи с
участием в убийстве Григория Распутина в декабре 1916 года. В 1920 году
вилла была национализирована. Тут был организован дом отдыха для
высшего руководства ГПУ, затем НКВД. Организатор и первый председатель
ВЧК Феликс Дзержинский оказался не железным и с удовольствием отдыхал
здесь в 1925 и 1926 годах.
После войны Сталин стал отдыхать в Крыму регулярно. Если
зимой 45-го года создание комфортных условий в Ливадийском дворце шли в почти
авральном порядке (мебель везли из московских и ленинградских гостиниц, а на
стенах развешивали картины из Третьяковской галереи), то теперь здесь были
проведены более основательные работы по ремонту и обустройству. К приезду
Иосифа Виссарионовича во дворце были отлажены до идеального состояния все
системы жизнеобеспечения: автономная электростанция, горячее водоснабжение,
канализация, ванна с подогревом морской воды, прямая телефонная связь с
Москвой.
Сталин определил для себя три комнаты (спальню, кабинет и
гостиную, в бытность императора Николая II эти помещения предназначались для гостей) на первом этаже в
восточном крыле, обращенном к морю. Одна из этих комнат имела выход на
просторный балкон с колонадой.
Вокруг Масандровского дворца произростало более 200 видов
деревьев и кустарников, но среди них не было любимых вождем с детства
эвкалиптов. И вот по его личному указанию с Черноморского побережья Кавказа
сюда привозят саженцы и сотрудники комендатуры берутся за лопаты. В статье
«Любимый отец и великий учитель», опубликованной в газете «Правда», Поскребышев
писал: «Известна решающая роль товарища Сталина в деле насаждения эвкалиптовых
деревьев на побережье Черного моря,…». Но саженцы тут не прижились.
Всю прилегающую к дворцу территорию обнесли сплошным
трехметровым забором с караульными будками.
Весь, без исключения обслуживающий персонал госдачи №8 (так
теперь именовался Ливадийский дворец), на его территории, постоянно
сопровождался офицерами генерала Власика.
В Ливадии Сталин предпочитал уединение. За все время его
пребывания здесь только по одному раз его навестили дочь Светлана с мужем, и
семья чехословацкого лидера Клемента Готвальда.
Чаще всего за одним столом с ним ужинали генерал Власик и
секретарь Поскребышев. Иногда Иосиф Виссарионович приглашал за стол офицеров
охраны и шоферов.
К морю он ездил (1,5 – 2 км по витееватой дороге) на
открытом «Виллисе». В море он заходил не часто, любимое его занятие на берегу –
бросать камешки по волнам.
В Крыму он одевался просто и неброско: белый или серый
костюм из чесучевой ткани, иногда фуражка в тон и легкие полуботинки.
К услугам Сталина для поездок по Крыму был автомобиль ЗИС-115. Это была
модификация известной машины ЗИС-101. Огромные, почти шести метровой
длины сталинские ЗИСы были сделаны по спецзаказу: в двери, кузов и
днище были вмонтированы бронированные плиты. Стекла толщиной 75 мм был
пуленепробиваемыми. Двери, помимо двух основных замков, страховались
еще и накидными цепочками. Автомобиль весил 7300 кг.
Все было изготовлено 38 бронированных ЗИСов. Все они были только в распоряжении Генералиссимуса.
...Черный кортеж мчался по шоссе Симферополь — Ялта. Сталин спешил
оценить новую резиденцию в Верхней Массандре. И, тем не менее, в пути
предполагалась одна незапланированная остановка. Может, это была
традиция, а может - легенда, бытующая среди старых экскурсоводов. Речь
идет о так называемой “сталинской груше”.
Это удивительное дерево сохранилось по сей день только благодаря
тому, что после перестройки шоссе Симферополь – Алушта осталось в
стороне от основной трассы. Неизвестные мастера оригинально обустроили
источник, вытекающий из земли несколько выше дерева: по специальной
трубе вода поднималась по стволу дерева и вытекала прямо из ствола
груши на высоте около полуметра в специальную каменную емкость.
Груша удачно расположилась на повороте дороги, где можно было бы
присесть и немного передохнуть от головокружительных серпантинов
старого шоссе. Неизвестно, действительно ли Сталин мог так вот запросто
испить здешней водицы, но так или иначе – легенда укоренилась.
Во время «Крымских каникул» Иосиф Виссарионович довольно
часто ездил в Масандру на госдачу №3 – бывший дворец Александра III, расположенный высоко над
морем у лесистых склонов гор.
Когда в первый раз сталинский кортеж проехал туда через
ялтинскую набережную, Сталин при встрече с секретарем Ялтинского горкома партии
поинтересовался: «Скажите, а вИ всех возите по набережной или только меня?». Побледневший
партиец честно ответил: «Только вас, товарищ Сталин». Резюме Иосифа
Виссарионовича было лаконично: «Товарищ секретарь, передайте своим подчиненным,
чтобы и товарища Сталина тоже не возили. Набережная не для автомашин».
Рассказывают, что
строительство лучшей по тем временам автомагистрали Москва-Симферополь было
связано с недовольством Сталина, вынужденного в 1946 году ехать на отдых по
отвратительным дорогам.
К услугам Сталина для поездок по Крыму был автомобиль
ЗИС-115. Это была модификация известной машины ЗИС-101. Огромные, почти шести
метровой длины сталинские ЗИСы были сделаны по спецзаказу: в двери, кузов и
днище были вмонтированы бронированные плиты. Стекла толщиной 75 мм был
пуленепробиваемыми. Двери, помимо двух основных замков, страховались еще и
накидными цепочками. Автомобиль весил 7300 кг.
Все было изготовлено 38 бронированных ЗИСов. Все они были
только в распоряжении Генералиссимуса.
13 сентября 1947 года в Ливадийском дворце состоялась его
беседа с секретарем Ялтинского горкома партии Булатовым, во время которой вождь
обратил внимание своего собеседника на факты возврата в Крым бежавших из мест
поселения татар и распорядился не пускать их, поскольку «они являются базой для
иностранной разведки». Вечером того же дня состоялось заседание Крымского
обкома посчитавшего «недопустимым возврат спецпереселенцев».
Комментариев нет:
Отправить комментарий