9.12.11

Объект 825 гТС (с 1969 года – Спеццех завода «Металлист»)

ГТС или Городская Телефонная Станция — название объекта в целях конспирации.
Это самый большой, из рассекреченных, военный объект на планете. Именно из-за него древний крымский городок Балаклава на долгие годы превратился в один из самых закрытых и загадочных населенных пунктов СССР. 400 человек гражданских рабочих этого предприятия хорошо осознавали - хочешь оставаться на свободе - потеряй память на время беседы с сотрудником особого отдела, которая как минимум проходила раз в два года. Оптимальный вариант этой беседы проходил так: где работаю - не знаю, что делаю - не имею понятия, об условиях ничего не помню.
Один из самых известных документов холодной войны, получивших широкую огласку, – план операции «Дроп-шот», разработанный министерством обороны США в 1950-х годах, – предусматривал массированную ядерную атаку с последующей оккупацией территории Советского Союза. В течение месяца, начиная с 1 января 1957 года, предполагалось сбросить 300 пятидесятикилотонных ядерных бомб и 29 000 т обычных бомб на более чем сотню городов СССР, превратив одну шестую часть суши в гигантскую пылающую Хиросиму. Человечностью здесь и не пахнет. В эпицентре ядерного взрыва здания, скалы, камни, земля испаряются, исчезают с лица земли или плавятся и текут, как масло на раскаленной сковородке.
В конце 40-х годов XX века в СССР была принята «Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий ядерного оружия». В соответствии с ней и с учетом дислокации в Балаклавской бухте основной базы подводных лодок Черноморского флота было принято решение о постройке на западном берегу бухты объекта противоатомной защиты 1 категории устойчивости (будучи закрытой по периметру скалами и соединенной с морем S-образным узким извилистым пролив шириной всего 200-400 м гавань была защищена не только от штормов, но и от посторонних глаз -  она не просматривается ни под каким углом со стороны открытого моря ). Строительство подземного завода для ремонта и обслуживания подводных лодок (проект Ленинградского государственного проектного института «Гранит» был утвержден в 1953 году) началось в 1957 году. а полностью  завершилось в 1963 г. В первую очередь в 1961 г. была введена в строй ремонтная часть (объект 825 ГТС), которая предназначалась для укрытия, ремонта и обслуживания дизельных подводных лодок малого и среднего класса. Она включала в себя: канал, сухой док (доковую камеру), производственные площади, на которых
размещались станочный парк, участки по проверке лодочного электро- и гидрооборудования, служебно-бытовые и складские помещения.Годом позже в эксплуатацию была передана минно-торпедная часть, еще год спустя - объект 820 «Арсенал» - подземная ремонтно-техническая база для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами. Все это строительство осуществляло специальное строительное управление №528, а также, с февраля 1956 года, по личному распоряжению Хрущева, к нему присоединились, под подписку о неразглашении военной тайны мирные метростроевцы из Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси.
Строительство велось круглосуточно, пятью забоями, буровзрывным методом. С земной поверхности бурились шурфы - узкие технические выработки. В них закладывался взрывчатый заряд, разрушающий породу на нужной глубине.Грунт вывозился. При строительстве было вывезено 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. После вывоза грунта рабочие строили металлический каркас. Затем его дополняли деревянными элементами и, наконец, забивали бетоном марки «М 400». Вплоть до 1956 года бетон подавался вручную, лопатами. Затем его стали закачивать в форму сжатым воздухом.
Согласно первоначальным планам, внутри 130-и метровой скалы, нависшей над «бухтой Листригонов», должны были быть созданы комплекс из четырех сухих доков и судоремонтный завод для одновременного ремонта четырех средних подлодок.  По расчетам специалистов, сооружение могло выдержать ядерный удар, по силе равный пяти, нанесенным Хиросиме, т.е. 100 килотонн. Помещение завода выдалбливалось в скале и покрывалось железобетоном, толщина которого составляла 56 метров. В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей весом 120 тонн, и автономно существовать 3 года, вместив при этом все население Балаклавы (в данный момент - 50 тысяч человек).
В начале 60-х строительство замерло. Лично осмотрев в 1961 году почти готовый объект, Никита Сергеевич Хрущев бросил: «Надо отдать все это виноделам!», но генералам и адмиралам удалось отстоять объект.
После завершения строительства на этом объекте были автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути, прекрасно оборудованные командные пункты, собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые, комнаты отдыха. База представляла собой подземный "город" площадью 10 квадратных километров (5 из них - водные каналы), а также саму бухту.
С военной точки зрения Объект 825ГТС представлял собой комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цехами для ремонта, складами для хранения торпедного и иного вооружения, ремонтно-технической базы (объект 820), предназначенной для хранения и обслуживания ядерного оружия.
В центральной штольне объекта могло разместиться 7 подводных лодок 613-го, 613-гоВ, 615-го,и 633-го проектов, а при необходимости, во всех штольнях — до 14 субмарин разных классов. Глубина канала достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12 м, а высота арки канала - 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв. м, водной поверхности под землей - 3 тыс. кв. м. Длина канала - 380 метров, длина дока - 110 метров.
Теперь лодки могли заходить в бухту двумя путями: через пролив, а также через саму базу, заходя в нее под скалой и выходя "на поверхность" через штольню.
Из Балаклавской бухты подлодка, зайдя в начало канала своим ходом, после прохождения ботопорта, который потом всплывал, с помощью лебёдок и тросов перемещалась по каналу штольни. Двигатель должен был быть заглушен — вибрация разрушает стены. За вошедшей субмариной закрывались 120-тонные ворота из бетона10 х 10 м и 2 м толщиной (На случай отсутствия электричества двери можно было закрыть и с помощью ручного привода.), маскируя вход в штольну вместе с комуфляжными сетями, и лодка как бы исчезала в чреве скалы Таврос. Воду откачивали, под лодку подводились специальные конструкции, и приступали к ремонту.
Интересным фактом является то, что после откачки воды рабочие были по колено в живой рыбе. Чтобы добро не пропадало, рыбу коптили прямо в штольне. Периодически появлявшийся над горой дымок знающему человеку говорил о том, что очередная советская лодка зашла на ремонт.
Одним из самых ответственных секторов объекта был сектор сборки боеприпасов. Ракеты, мины и торпеды хранились в полуразобранном виде (по крайней мере, боевые части хранились отдельно), и по этой причине перед погрузкой на лодку оружие необходимо было собрать. В этом секторе были установлены особые условия работы: все объекты перемещались с помощью тележек вручную (а не на электрокарах, как на остальной территории), существовал тройной контроль действий. Тройной контроль действий заключался в следующем: один человек отдавал команду, второй записывал ее в журнал, третий ее заново проговаривал. 
После завершения всех работ по ремонту и вооружению субмарина выходила в полной боеготовности с другой стороны скалы прямо в открытое море, причём как в надводном положении, так и в подводном.
За время строительства объекта на вооружение стали поступать новые дизельные подлодки 641-го проекта просто не вмещавшиеся в каналы. При небольшой качке войти на лодке этого проекта через выпуск на северной стороне горы тоже было невозможно, входили лодки только со стороны бухты. По этой же причине нахождение одновременно более трёх лодок в каналах было проблематично.
В 1984 году здесь произошёл курьезный случай. Маршал СССР В.Г.Куликов осматривал объект К-825. Планом был предусмотрен показ возможности ремонта и укрытия подлодок в штольне. Чтобы не отвлекать от боевого дежурства подводные лодки, заранее завели в объект готовящиеся в ремонт и списанные субмарины. Всё шло по плану, и вдруг маршал дал приказ командующему флотом подготовить одну из этих лодок к переходу в Севастополь, чтобы самому на ней выйти…. (Полный цикл обслуживания лодки длится месяц......немая сцена,как у Гоголя. Казалось бы все – приплыли, и далеко не в Севастополь…) Начальник штаба 14-й дивизии подводных лодок, чтобы спасти и себя и командование флота, доложили маршалу, что для вывода подлодки из объекта необходимо два часа, час на экстренное приготовление к бою и походу, и четыре для перехода в Севастополь, машиной же туда можно доехать всего за 20 минут. Выслушав этот доклад маршал отменил приказ.
С 1994 г. боевое охранение объекта 825 было снято и он надолго стал «самыми главными копями» цветных металлов в Балаклаве. Сотни метров силовых кабелей, люки, станки и, вообще, всё, что можно было вынести, было разграблено дотла (не помогли даже закрытые противоатомные двери. Неоднократно местные власти обращались к президенту Украины, чтобы прекратить этот «разбой среди бела дня», но  только в 2004 году  объект был взят под охрану МВД). Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в «хозяйственных» целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. В марте 1995 года, при разделе имущества Черноморского флота, завод был передан органам городской власти, а в 2000 году - Военно-морскому флоту Украины. После 8 лет фактического бездействия предприятия, Министерство обороны Украины приняло решение создать военно-морской музейный комплекс, который назвали "Балаклава". Это событие совпало с распоряжением Президента Украины Л. Кучмы о создании в Севастополе государственного военно-морского музея. Тематические экспозиции задуманы так, чтобы сохранить хронологический порядок военно-морской истории нашей страны. В музее отображена как история основания и развития Балаклавы, так и история надводного и подводного флотов. Отдельно, в штольне, где хранилось ядерное оружие, демонстрируется современное и антикварное военно-морское вооружение.
Балаклава 2007 г. Гриф секретности снят.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отправляясь на Солнечный Полуостров каждый его гость обязательно берет с собой какие то вещи. Информацию о некоторых из них я разместил ниже.

С помощью первой приведенной ниже ссылки я намерен прежде всего компактно ознакомить Вас не с современным русскоязычным сервисом покупок за рубежомe BayToday.ru, а с

  • каталогом аукциона eBay в США, Англии, Германии;
  • каталогом товаров Amazon США, Англии, Германии;
  • найти товар на Китайском аукционе TaoBao.com,EachNet.com и крупном аукционе PaiPai.com;
  • каталогами интернет-магазинов США, Англии, Германии и Евросоюза, Китая.

О самом же eBayToday.ru можно сказать, что доставка у него осуществляется долго, долго отвечает техподдержка, тяжело работает склад в Германии,хорошее качество, низкая цена, благодаря ему у Вас есть возможность купить у тех кто не отсылает в Украину и Россию, удобно расплачиваться любыми способами оплаты,включая самые простые, такие как денежный перевод или перевод на карту (для новичка это заманчивый фактор, так как такую операцию может провести любой, причем буквально не зная ничего про платежные системы),возможность покупать с ebay не имея paypal,можете собрать разные товары в одну посылку или отправить их по разным адресам,они даже по Вашей просьбе могут убрать лишнюю упаковку для облегчения веса и следовательно уменьшения стоимости доставки-это тоже бесплатно! К стати отличная упаковка посылки.

По моему мнению (и мнению известных мне людей)при отсутствии ограничения по времени вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом

Несомненно на пляжах Крыма Вы хотели бы выглядеть сногсшибательно, а для этого необходимо подготовиться еще дома. Для бесподобного решения этой задачи (в смысле качества и цены) я хотел бы порекомендовать Вам следующую ссылку, но хочу предупредить, что они не публикуют отрицательные отзывы, тем самым не давая возможности сделать правильный выбор, не контролируют качество акции, отсылая к самим организаторам. Несмотря на все вышеизложенное синоним

Скидки реальные, партнеров Биглион выбирает самых хороших и надежных. Система платежей отлично выстроена. Оплатить можно кучей способов, среди которых вы непременно найдете тот, который удобен именно Вам.

По моему мнению (и мнению известных мне людей) сервис вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом