12.12.11

Спасательное судно "Коммуна" - старейшее судно Российского Военно-Морского Флота

Проект одного из старейших действующих судов Военно-морского флота и первого в отечественной истории специализированного двухкорпусного судна - спасателя подводных лодок (СС) "Коммуна"  был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба.
В качестве прототипа был использован германский катамаран-спасатель "Вулкан". Необходимость строительства такого корабля была обусловлена бурным развитием подводного флота России в начале XX века и высокой аварийностью и малой надежностью первых подводных лодок.
Из представленных на конкурс проект лучшим оказался проект полковника Александра Павловича Шершова (Путиловского завода). В результате 30 декабря 1911 года завод получил наряд отдела общих дел ГУК (Главного управления кораблестроения) № 3559. Заказ был принят к исполнению 25 января 1912 года. 5 мая 1912 года контракт на постройку судна подписали с Обществом путиловских заводов (директор верфи - Н. Н. Кутейников). Утверждение "общих чертежей" состоялось 4 октября, а уже 12 ноября под наблюдение полковника Корпуса корабельных инженеров Н. В. Лесникова (позже его сменил полковник А. П. Шершов) началась сборка корпуса судна на стапеле.
При изготовлении корпуса судна применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. Состояние корпуса "Коммуны", изготовленного из путиловской стали, и по сей день, всем штормам и ржавчине назло, находится если не в идеальном, то во вполне сносном состоянии, в то время как металлические конструкции современных кораблей ржавеют и превращаются в труху в течение 30 лет.
Четыре пары гиней, которыми был оборудован «Волхов», значительно облегчали судоподъемные работы по сравнению с понтонами, массово применявшимися в то время.
Судно "Волхов" (первоначальное название "Коммуны") было заложено 12.11.1912 г. в С.-Петербурге на Путиловском заводе, спущено на воду 17.11.1913 г. и 14.07.1915 г. вступило в строй Балтийского флота, числясь в списках флота в классе транспортов.
Сдаточные испытания начались лишь 1 марта 1915 года. Первым командиром "Волхова" стал капитан 2 ранга Александр Антонович Якубовский. Приемочный акт был подписан 1 июля 1915 года, а уже 14 июля на судне впервые был поднят Военно-морской флаг. "Волхов" официально вступил в кампанию, войдя в состав дивизии подводных лодок Балтийского флота в качестве плавбазы.
По спецификации катамаран имел полное водоизмещение 3100 тонн, наибольшую длину 96 метров, ширину на миделе - 18,57 метра, высоту борта - 8,40 метра, осадку - до 3,65 метра. Оба корпуса судна соединялись между собой в оконечностях четырьмя 18-метровыми арочными фермами, расположенными на равном расстоянии друг от друга и соединенными продольными балками. Высота пролета ферм - 10,5 метра. Подъемная сила четырех главных гиней достигала 1000 тонн (Самые крупные подводные лодки времен Первой мировой не превышали водоизмещение в 600 тонн). Глубина погружения подлодок того времени редко превышала 30 метров, а "Волхов" уже тогда мог работать на глубинах до ста метров.  Поднятая из воды субмарина размещалась между корпусами судна на двенадцати поворотных поперечных бимсах с сосновыми кильблоками.
В качестве главных двигателей на "Волхове" установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода "Фельзер" мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода. Дальность плавания - 4000 миль - обеспечивал запас топлива в 32 тонны (56 т - резервный запас). Для снабжения подводных лодок в каждом корпусе размещались по 10 запасных торпед и еще 50 тонн топлива. Численность штатного экипажа: 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза. На судне были оборудованы помещения для отдыха 60 подводников. Находясь в Ревеле, "Волхов", кроме русских подводных лодок, обслуживал и английские субмарины (типов "Е" и "С").
Впервые спасатель был использован по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15 (части экипажа удалось спастись). Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут гинеями "Волхова" лодка была поднята. Силами экипажа "спасателя" лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном "Волхов" с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая в результате посадки на камни при навигационной аварии подводная лодка "Единорогъ".
Судно "Волхов" участвовало в революционных событиях и в гражданской войне, обслуживая субмарины Красного Балтийского флота.
В апреле 1918 года «Волхов» в составе эскадры Балтийского флота совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Это был известный Ледовый поход, в котором еще участвовали и которым руководили офицеры, во главе с командующим Балтийским флотом капитаном 1-го ранга А.М. Щастным (впоследствии он был расстрелян по личному указанию Троцкого), не желавшие, чтобы корабли Балтийского флота попали в руки немцев.
В годы гражданской войны корабль оставался в Кронштате, а его экипаж, в который входили квалифицированные водолазы и судоремонтники, занимался ремонтом судов, в том числе и на Волге, обслуживая Волжскую военную флотилию красных во время боев 1918-1919 годов.
К сожалению, пока совершенно не изучена роль «Волхова» в Кронштадском восстании в марте 1921 года
Осенью 1918 г. водолазы "Волхова" подняли подводный минный заградитель "Ёрш", потерпевший аварию в Военной гавани Кронштадта.
В июне 1919 г. "Волхов" выполнил подъем лодки "Тигр", в том же году подняли и "Пантеру", осенью произвели подъем "Рыси" и ремонт носовой части её корпуса, а а весной 1920 "Волхов" вновь поднял опущенную на дно и пробывшую там всю зиму "Рысь" для ремонта кормовой части.
Весна 1921 года - подъем ПЛ "Угорь", июнь 1921 - подъем ПЛ "Тур", август - подъем ПЛ "Волк"
В марте 1922 года на общем собрании команды было принято решение переименовать судно, и 31 декабря (в день образования СССР) спасательное судно "Волховъ" получило новое, модное тогда, название - "Коммуна".
С новым именем судно-спасатель, уже в составе Красного флота, продолжило свою нелегкую службу на Балтике: "коммунарцы" тушили пожар на лодке "Змея", в 1923 году поднимали затонувшие посыльные судна "Кобчик" и подводную лодку № 4 ("Красноармеец")...
Осенью 1924 года штатный состав на "Коммуне" был увеличен до 110 человек. Судно базировалось преимущественно на Кронштадт. С 15 мая по 13 сентября 1928 года в оперативном и техническом подчинении ЭПРОН "Коммуна" выполняет работы по обследованию и подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55 ( вероятно она была потоплена артиллерийским огнем эсминцев «Азард» и «Гавриил»). Несмотря на то, что подъемная масса « L -55» составляла около 860 тонн и ее сильно «присосало» к грунту, 21 июля 1928 года лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра. К сожалению, спасти моряков в тот раз не удалось. Обнаруженные на борту подводной лодки останки 42 британских матросов и офицеров были по просьбе английского правительства переданы на борт прибывшего в Кронштадт английского парохода «Труро», который доставил их в Портсмут для захоронения. Монарший дом выразил советским спасателям благодарность.
И вновь трудовые будни: 1933 - подъем ПЛ №9 ("Рабочий")типа «Барс», протараненной в мае 1931 г., с глубины 84 метра, что по тем временам было особо сложно, т.к. ее водолазы не имели опыта работы на таких глубинах. ПЛ №4 (утверждают, что пробоина была всего-то с ладонь, но в настолько неудобном месте, да ещё закрыта трубопроводами...), подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. В августе1935 года "Коммуна" подняла с глубины подводные лодки ПЛ Б-3 (быв."Большевик", быв."Рысь"), протараненной 25 июля у о.Лавенсаари ЛК "Марат", 1938 - подъем ПЛ М-90, затонувшей у Ораниенбаума в рез-те столкновения с посыльным судном "Якобинец", торпедный катер и потерпевший аварию самолет...
В период финской войны "Коммуна" вновь занимается подводным судоремонтом. С началом Великой Отечественной войны спасательное судно "Коммуна" (под командованием капитана 1 ранга С. И. Рябкова) базируется на Ленинград. Когда обстановка стала сложной на театре боевых действий, 23 члена экипажа "Коммуны" ушли воевать на сухопутный фронт. В ходе интенсивных налетов фашистской авиации судно неоднократно получало различные повреждения, но, несмотря на это, экипаж продолжал мужественно выполнять возложенные на него ремонтные работы. К концу 1942 года на судне почти полностью сменились командование и экипаж. В условиях сорокаградусного мороза, при норме хлеба 300 грамм в сутки на человека моряки выполняли план судоремонта на 250 - 300 %, а некоторые - на 550 - 575 %!
С марта 1942 года 32 водолаза "Коммуны" работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки "Коммуны" подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль, сотни ящиков неразорвавшихся снарядов.. "Коммунарцы" подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир "Аустра", шхуны "Труд", "Водолей-2", плавбазу ОВР "ЦО "Правда", отдоковали две "щуки" и несколько "малых охотников"...
Экипаж "Коммуны" собрал в фонд обороны 70 000 рублей деньгами и облигациями. В феврале 1943-го силами "коммунарцев" были полностью укомплектованы и отправлены на Волгу две водолазные станции. Спасатели подняли со дна буксир "Иваново" и штурмовик ИЛ-2.
В 1944 году "Коммуна" подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями "За оборону Ленинграда".
Однако и после окончания боевых действий работы судну хватало. Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года - затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу "Коммуна" оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.
В 1967 году судно-ветеран, обойдя вокруг Европы, успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море. В Севастополе на Севморзаводе "Коммуна" была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов (поскольку современные лодки поднимать она уже не могла). Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ "Черноморец". Работы продолжались три года (до конца апреля 1973). Были смонтированы спуско-подъемные устройства, а также лаборатории для обеспечения испытаний подводных аппаратов.
"Коммуна" получила дополнительное оборудование для базирования одного-двух глубоководных аппаратов. К 5 декабря "Коммуна" приняла на борт прибывший из Ленинграда первый опытный образец автономного глубоководного аппарата АС-6 типа "Поиск-2" (проект 1832, завод. № 01650), расчитанный на глубину погружения в 2000 метров. С июля по декабрь 1974 г.аппарат испытывался в общей сложности 158 дней, а "Коммуна" 13 раз выходила в море и провела там 48 ходовых суток. Утром 15 декабря 1974 года аппарат совершил рекордное погружение на глубину 2026 метров. Экипаж аппарата был награжден правительственными наградами. Про "Коммуну" в очередной раз забыли.
В 1977 году "Поиск-2" использовался при подводном поиске штурмовика СУ-24, потерпевшего катастрофу и затонувшего у берегов Кавказа на глубине 1700 метров.
В ноябре 1979 года "Коммуна" встала на очередной средний ремонт и модернизацию на СМЗ.
1984 год оказался черным годом для судна - его предполагали передать Академии наук СССР, поэтому военный экипаж судна был расформирован, а само судно основательно пограбили. За это время с судна исчезли закладные доски, старинная мебель и обшивка кают, ценные дельные вещи и килограммы технической и исторической документации. Тогда с корабля не вынесли разве что командирский сейф и царский подарок - рояль, да и то только потому, что те не проходили в дверь!
Так как гражданское ведомство содержать катамаран отказалось, судно осталось в составе ВМФ. С апреля 1985 года экипаж "Коммуны" возглавлял гражданский капитан Леонид Александрович Балюков (кап.2 р. в отставке), благодаря неустанным заботам которого удалось сохранить это уникальное судно. Он, в частности, провел новую комплектацию экипажа гражданской командой и добился окончания затянувшегося восстановительного ремонта и очередной модернизации "Коммуны" (с заменой главных двигателей на отечественные).
После смерти Л.А. Балюкова на капитанский мостик "Коммуны" поднялся Анатолий Александрович Ишинов (капитан 1 ранга в отставке). Его появление вызвало прилив новых сил у экипажа судна-ветерана. Моряки катамарана собственными силами провели покраску судна, частичный ремонт помещений и оборудования.
При доковании в 1990 г. было проверено состояние обшивки корпуса и клепки: износ составил от 3 до 18%. В мае 1995 результаты осмотра остались прежними.
8 апреля 1991 года на судне вновь поднят Андреевский флаг.
"Коммуна" продолжает служить России. Судно участвует почти во всех выходах и учениях ЧФ.
На "Коммуне" сейчас базируется суперсовременный глубоководный аппарат "Пантера".
Подсчитано, что за свою долгую службу "Волхов"-"Коммуна" пришел на помощь более чем ста подводным лодкам и надводным кораблям.
«Коммуна» - судно-долгожитель. Ни на одном флоте мира нет кораблей такого возраста.
Это последнее судно Императорского флота до сих пор находящееся в составе ВМФ.  
Это единственный корабль - участник двух мировых войн, так и не заслуживший награды. В наградном списке лишь благодарность Ее Величества Королевы Великобритании.
Плавучая "Коммуна"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отправляясь на Солнечный Полуостров каждый его гость обязательно берет с собой какие то вещи. Информацию о некоторых из них я разместил ниже.

С помощью первой приведенной ниже ссылки я намерен прежде всего компактно ознакомить Вас не с современным русскоязычным сервисом покупок за рубежомe BayToday.ru, а с

  • каталогом аукциона eBay в США, Англии, Германии;
  • каталогом товаров Amazon США, Англии, Германии;
  • найти товар на Китайском аукционе TaoBao.com,EachNet.com и крупном аукционе PaiPai.com;
  • каталогами интернет-магазинов США, Англии, Германии и Евросоюза, Китая.

О самом же eBayToday.ru можно сказать, что доставка у него осуществляется долго, долго отвечает техподдержка, тяжело работает склад в Германии,хорошее качество, низкая цена, благодаря ему у Вас есть возможность купить у тех кто не отсылает в Украину и Россию, удобно расплачиваться любыми способами оплаты,включая самые простые, такие как денежный перевод или перевод на карту (для новичка это заманчивый фактор, так как такую операцию может провести любой, причем буквально не зная ничего про платежные системы),возможность покупать с ebay не имея paypal,можете собрать разные товары в одну посылку или отправить их по разным адресам,они даже по Вашей просьбе могут убрать лишнюю упаковку для облегчения веса и следовательно уменьшения стоимости доставки-это тоже бесплатно! К стати отличная упаковка посылки.

По моему мнению (и мнению известных мне людей)при отсутствии ограничения по времени вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом

Несомненно на пляжах Крыма Вы хотели бы выглядеть сногсшибательно, а для этого необходимо подготовиться еще дома. Для бесподобного решения этой задачи (в смысле качества и цены) я хотел бы порекомендовать Вам следующую ссылку, но хочу предупредить, что они не публикуют отрицательные отзывы, тем самым не давая возможности сделать правильный выбор, не контролируют качество акции, отсылая к самим организаторам. Несмотря на все вышеизложенное синоним

Скидки реальные, партнеров Биглион выбирает самых хороших и надежных. Система платежей отлично выстроена. Оплатить можно кучей способов, среди которых вы непременно найдете тот, который удобен именно Вам.

По моему мнению (и мнению известных мне людей) сервис вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом