На протяжении полувека передача Крыма Украине объяснялась волюнтаризмом Хрущёва. Но, оказывается, есть и другая версия...
В 1954 году в Советском Союзе произошло, казалось бы, обычное для того времени изменение в административно территориальном делении государства: Крымская область из состава РСФСР переводилась под юрисдикцию Украинской ССР.
По официальной версии, основанием для такого решения послужило территориальное тяготение Крымской области к Украинской ССР, общность экономики, тесные хозяйственные и культурные связи между Крымом и Украиной.
В 1923 году в Москву прибыл один из руководителей американской еврейской благотворительной организации “Джойнт” Розен, который привёз для передачи советскому правительству записку, содержавшую “выгодный для СССР проект создания на территории Советского Союза еврейской автономии”. Её район должен был охватывать Одессу, Херсон, северную часть Крыма, побережье Чёрного моря до Абхазии и Сочи. В этот район площадью более миллиона гектаров предполагалось для начала переселить 500 тысяч евреев из западных областей Украины и Белоруссии. Стремясь заинтересовать советских лидеров в своих предложениях, авторы записки давали понять, что “Джойнт” при содействии американских и международных еврейских организаций может посодействовать Советскому Союзу в получении крупных кредитов и в оказании давления на правительство США.
Розен передал через Л. Каменева записку в Политбюро ЦК ВК(б), где предложения “Джойнта” активно поддержали Троцкий, Бухарин, Зиновьев, Каменев, Рыков, Цюрупа, Сосновский и Чичерин. В ходе обсуждения проекта в советских верхах район Европейской автономии постепенно смещался на территорию Крыма. Так возник “Крымский проект” - Еврейская автономная республика в составе РСФСР в Крыму. Однако Сталин по свойственной ему осторожности настоял на том, чтобы не спешить с реализацией проекта, ограничившись для начала созданием комитета по землеустройству евреев во главе со Смидовичем. И его можно было понять...
Ведь в сущности “Крымский проект” был и противозаконным, и опасным, поскольку в Крыму с 1921 года существовала Крымская татарская автономная республика со своей конституцией. Кроме того, в Крым по официальному разрешению советского правительства вернулись 200 тысяч татар-эмигрантов из Болгарии и Румынии, а в степных районах Крыма жили 50 тысяч крымских немцев. Планируемое отторжение части Крыма для переселения туда евреев было чревато превращением полуострова в крупный очаг этнической напряжённости.
Но, несмотря на всё это, в СССР под руководством Ларина (Лурье), будущего тестя Бухарина, началась разработка “Крымского проекта”. Непосредственными разработчиками были член коллегии Наркомата финансов Вайнштейн, заместитель заведующего Агитпропом ЦК ВКП(б) Диманштейн, директор Внешторгбанка Коробков, член правления Госбанка Кацнельбоген, нарком торговли Шейнман. И на встрече с еврейскими финансистами в Берлине нарком иностранных дел Чичерин не блефовал, говоря, что правительство СССР “весьма серьёзно относится к “Крымскому проекту””. Его обсуждение даже было включено в повестку дня Еврейского конгресса Америки, состоявшегося в Филадельфии. С обращением к делегатам конгресса (а их насчитывалось пять тысяч) выступили представители двухсот богатейших людей Америки.
Рассмотрение “Крымского проекта” на конгрессе приветствовали присутствовавшие на его открытии будущие президенты США Г. Гувер и Ф. Рузвельт, а председатель Комитета по землеустройству евреев в СССР Смидович от имени правительства Советского Союза заявил: в обмен на кредиты в СССР будет проводиться колонизация Крыма евреями. В итоге было принято решение о вложении через “Джойнт” 15 миллионов долларов на колонизацию Крыма.
По окончании работы Еврейского конгресса и в СССР, и в организации “Джойнт” развернулась засекреченная подготовка к заключению договора о предоставлении Советскому Союзу займа. Но сталинская осторожность возобладала и здесь. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло специальное постановление, в котором указывалось: задача в отношении Крыма заключается в том, чтобы “держать курс на возможность организации автономной еврейской единицы при благоприятных результатах переселения”. Политбюро в своих заявлениях было гораздо сдержаннее, чем нарком-индел Чичерин.
Договор между СССР и организацией “Джойнт” был подписан 19 февраля 1929 года. С американской стороны документ подписал, находившийся в Москве с 1927 года, крупный финансист Варбург. Согласно этому строго секретному договору, СССР получал в виде займа по 900 тысяч долларов ежегодно в течение десяти лет под 5 % годовых. Если “Джойнт” признавал реализацию договора успешной, Советскому Союзу выделялся дополнительный кредит на сумму 0,5 млн. долларов в год. Возвращение долга по займу с обусловленными процентами должно было начаться в 1945 году и завершиться в 1954. Особенность договора: правительство СССР выпустило и передало организации “Джойнт” облигации на всю сумму займа с процентами (20 миллионов долларов). Эти облигации раскупались в США по подписке среди самых богатых в Америке евреев. Владельцами облигаций стали, в частности, такие магнаты, как Рокфеллер, Маршалл, Варбург и даже будущие президенты Г. Гувер и Ф. Рузвельт. При нарушении Советским Союзом обязательств по договору финансирование со стороны “Джойнта” прекращалось. По условиям договора Советский Союз обязан был завершить выплаты на всю сумму займа с процентами в течение 1954 года. Вот почему этот год был для советского руководства “критическим” как по политическим, так и по финансовым обязательствам.
Однако после заключения договора с “Джойнтом” и установления советско-американских дипломатических отношений интерес к “Крымскому проекту” в Советском Союзе стал заметно охладевать. И.В. Сталин был недоволен отказом американской стороны заключить новое соглашение о займе ещё до полной реализации “Крымского проекта”. Кроме того, в стране началась кампания по разоблачению “врагов народа”, к которым были причислены и репрессированы почти все, кто участвовал в разработке “Крымского проекта” в 1920-1930-х годах. Вместо создания Еврейской автономной республики в Крыму на Дальнем Востоке была образована Еврейская автономная область - Биробиджан, обширная территория с плодородной почвой и неплохим климатом. Все евреи приглашались в Биробиджан, где они могли выращивать хлеб, строить заводы, фабрики, производить материальные ценности, лелеять национальную культуру, традиции, обычаи, издавать свои газеты, журналы, книги... Однако большинству евреев это мероприятие не понравилось. В Биробиджан поехали лишь некоторые энтузиасты, но таких оказалось немного.
С середины 1930-х годов советское правительство перестало проявлять интерес к увеличению численности населения Еврейской автономной области. “Крымский проект”, казалось, канул в Лету.
Однако после нападения фашистской Германии на СССР советское правительство было вынуждено вернуться к оставленному проекту. И. В. Сталин, учитывая, что необходимые для страны поставки по ленд-лизу зависят от позиции американских еврейских корпораций, разрешил создать в СССР Еврейский антифашистский комитет - ЕАК, руководителем которого назначили главу Московского государственного еврейского театра Соломона Михоэлса. В 1943 году по предложению Берии была организована поездка в США делегации ЕАК, чтобы показать влиятельным американским еврейским деловым кругам благожелательное отношение к евреям в СССР.
Приём, оказанный в Америке делегации Михоэлса, был радушным, доброжелательным. Однако делегации ЕАК напомнили о приближении начального срока возвращения долга по займу, предоставленному Советскому Союзу “Джойнтом”. Сумма долга составляла 20 миллионов долларов без учёта 5 % годовых. Вместе с тем руководство “Джойнта” дало понять: если проект создания в Крыму Еврейской автономной республики будет осуществляться, то долг СССР может быть прощён и, более того, Советскому Союзу могут быть предоставлены новые кредиты. Называлась колоссальная по тому времени сумма - десять млрд. долларов на восстановление экономики, подорванной во время войны.
В феврале 1944 года, вернувшись из США, Михоэлс и другие члены делегации ЕАК направили Сталину и Молотову письмо о создании в Крыму Еврейской республики и о настоятельном пожелании еврейских кругов Америки, чтобы Еврейская автономная республика включала в себя весь Крым с его южным побережьем. Конечно, в 1944 году И. В. Сталин не мог не отнестись со вниманием к таким пожеланиям. Об этом свидетельствует быстрая и эффективная депортация из Крыма татар за сотрудничество с немецкими оккупационными властями в карательных действиях против партизан и русского населения. Но скоро всё пошло иначе...
После Второй мировой войны геополитическая обстановка в мире серьёзно изменилась. Отношения с преемником Рузвельта Трумэном у Сталина не сложились. Черчилль провозгласил холодную войну против СССР. США не отказались от претензий по займу, заключённому с “Джойнтом” в 1929 году. Они даже использовали этот договор для оказания давления на советское правительство, поставив условием включения СССР в сферу действия плана Маршалла реализацию “Крымского проекта”. Но нет худа без добра. В 1947 году ООН приняла решение о создании еврейского государства в Палестине, снявшее с повестки дня вопрос о создании еврейской республики в Крыму. Советское правительство охотно и без промедления поддержало создание государства Израиль. Отныне “Крымский проект” навсегда утратил своё значение. Оставался, однако, сложный вопрос с возвращением долга.
Срок его возвращения “Джойнту” истекал в 1954 году, когда Сталина уже не было в живых.
Советский Союз, восстанавливавший разрушенное войной народное хозяйство, едва ли мог завершить все выплаты по займу в положенные сроки. Назревал крупный скандал как для СССР, так и для “Джойнта”, нежелательный для обеих сторон. Ни одна из них не хотела оглашения всех подробностей “Крымского проекта”.
Решение Н.С. Хрущёва о передаче Крыма Украине в связи с 300-летием воссоединения России с Украиной оказалось, как говорится, “дорогим яичком ко Христову дню”. Это был удачный случай, позволяющий СССР разрешить весьма сложную проблему, тяготевшую над советским руководством с начала 1920-годов. Хрущёв воспользовался тем, что при составлении договора между СССР и “Джойнтом” не была предусмотрена возможность передачи Крыма из состава РСФСР под юрисдикцию Украины (кто же мог в то время предвидеть, что Украина окажется для России иностранным государством). Кроме того, решение о переселении евреев в Крым принимал ВЦИК РСФСР, а его решение для Украины не было обязательным. Таким образом, передав Крым Украине, правительство СССР обретало формальное право закрыть - и теперь уже навсегда - вопрос об обязательствах Советского Союза перед еврейскими организациями в США о создании в Крыму еврейской государственности.
Тем не менее, это не оправдывает волюнтаристский характер данного решения и свидетельствует о недальновидности и поспешности его инициатора Н.С. Хрущёва. Он не заглянул в Конституцию СССР, которая наделяла союзные республики СССР правом заблокировать противоправные для них акции центрального руководства страны. А именно такой акцией и была передача Крыма Украине, которая, судя по всему, стала безвозвратной, хотя, как писала “Независимая газета” в 1999 году, “никаких юридических оснований принадлежности Крыма Украине в настоящее время не существует. Известные решения 1954 года о передаче Крыма Украине были приняты с грубейшими нарушениями конституций СССР, УССР и РСФСР, что было официально подтверждено Постановлением Верховного Совета России от 21 мая 1992 года”.
Борис СИБИРСКИЙ.
(Московская газета «Дуэль»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий