Порой бывает довольно забавно наблюдать как отправляясь на Южный берег Крыма автопутешественники на внедорожниках и машинах вполне способных осилить наши родные дороги из года в год с непонятным упрямством едут по троллейбусной трассе.
На мой взгляд для любителей горных дорог на много интереснее был бы путь через Долгоруковскую яйлу.
До Симферополя едем со стороны Москвы обычным маршрутом (по автомобильной дороге европейского значения Е105, она же магистраль государственного значения М26). За стационарным постом ДАИ, перед въездом в Симферополь, подъезжаем под путепроводом и сразу же правым поворотом (по указателю на Керчь, Феодосию, Алушту, Ялту) заезжаем на него. Мы на объездной дороге вокруг Симферополя. Проезжаем КрымавтоГАЗ, городское кладбище, трассу на Феодосию, Керчь. слева по ходу проезжаем строительную компанию "Консоль". Прямо перед нами гора Чатырдаг, которая, в составе гряды Крымских гор отделяет ЮБК от степного Крыма. С права на холме, покрытом ковром леса возвышается телевизионная антенна частной радиотелекомпании "ЖИСА" (Сергея Живенко), чуть правее нее, над деревьями возвышается телевизионная антенна государственной радиотелекомпании. Поворачиваем по объездной дороге направо за двухэтажным домом с березками и другими красивыми деревьями, проезжаем АЗС "Современник" (в нескольких метрах за ним, чуть дальше продовольственного магазина и стоянки маршрутных такси, любят стоять ДАИшники), переезжаем р. Малый Салгир и сразу же перестраиваемся во второй ряд. По указателю "На лево Строгоновка 2км, страусиная ферма 6км" сворачиваем с объездной трассы налево (за АЗС "ТНК") и едим на Строгановку (старое название Мамак). Справа по движению самозахват крымских татар. С права по движению видна гора с противопожарной вышкой чуть правее вершины это излюбленное место сбора грибов жителей Симферополя - г. Байраклы.
Гора Байраклы находится между двух соседствующих долин – Большого(Баба Салгир) и Малого Салгиров(Бала Салгир.). Название горы происходит от Турецкого слова байрак (знамя). Или от Украинского байрак (что-то вроде русского буерак) что конечно маловероятно. В прошлом это могла быть местом для сбора военного соединения, имеющего байрак - знамя.
У основания горы грибов нет. Чтобы собрать грибы надо подняться наверх. Каждый год я сюда прихожу пешком (не связанный машиной).
На вершине горы стоит пожарная вышка, по-видимому, построенная в пятидесятых годах. Выглядит она достаточно ветхо с трещинами в опорах и слоем ржавчины. Нижние пролеты лестнице спилены, так, что на вышку, приходится карабкаться по опорам около 5-6 метров до первой площадки. От площадки можно подняться по лестнице до самого верха башни. Поднимаясь наверх будьте осторожны - ступеньки сильно прогнили. Честно говоря, было немного страшно подниматься по этой конструкции. С вершины вышки открывается очень живописная панорама на 360° на долину Салгира и Симферопольское водохранилище. Плотина Симферопольского водохранилища является самой крупной земляной плотиной на Украине. Она построена из аптских глин в декабре 1955 года. Ее строительство продолжалось четыре года. Заполнение Симферопольского водохранилища водами Салгира началось в феврале 1955 года и продолжалось до декабря 1956-го. Водное зеркало, протянувшееся на пять километров, покрыло пойменный Крымтаевский лесок и пастбища Битака. Площадь водного зеркала: 323 Га, объем при полном заполнении составляет 36 млн м3, глубина - до 34 м. На севере над долиной Малого Салгира за с. Строгоновка доминирует Мурун Кыр. На востоке видны склоны Долгоруковского массива и г. Кара Тау на Караби яйле. В хорошую погоду видна Главная гряда от г. Тырке до г. Бедене Кыр на Ай-Петринской яйле. Но наиболее эффектно всегда выглядят г. Северная Демерджи и Чатыр Даг. И где-то далеко на западе у самой кромки горизонта виднеется Николаевка и черное море.
Основной достопримечательностью следующего села - Денисовки (старое название - Суин-Аджи) несомненно является страусиная ферма. Круглый год на ферме проводятся экскурсии (взрослым 20 грн., детям 15 грн.), на которых вас ждет увлекательный рассказ о жизни африканских страусов. После экскурсии, общение с обитателями фермы принесет много радости Вам и Вашим детям.
На ферме кроме страусов живут 27 осликов, лошади, поросята, павлины, гуси, утки и прочие. Кроме того, вы можете провести конную прогулку (80 грн. в час) по крымскому предгорью. Катание на осликах (60 грн. в час) очень нравится детям.
Создается такое ощущение, что ослики проживающие на этой ферме, считают, что вы приехали сюда, специально чтобы почесать им уши и потрепали их бархатную холку. И есть за что: если лошадь способна перевозить груз который составляет 35% ее массы, то ослики - 75%. Да и вобще если вас назвали ослом то есть все основания полагать, что этим хотели подчеркнуть ваше исключительное трудолюбие и выносливость.
И не только вы путешествуете. Ослики с этрой фермы живут в Харькове, Киеве, Луганске.
Ближайшее практическое применение этих животных это гужевой транспорт для пешего туризма по Крымским горам.
В непосредственной близости от птиц, находится живописное озеро с домиками для отдыха (50 грн. в час и 25 грн. за удочку), где можно получить неплохой улов рыбы.
На территории фермы есть ресторан "СТРАУС", где вы можете отведать экзотические блюда из мяса страуса, перепела, вьетнамского поросенка.
Одно страусиное яйцо весит более 1,5 кг, что приблизительно равняется 25 куриным.
От Денисовки поднимаемся на бывший полигон почти на километровую высоту яйлы. Сама по себе она достаточно просторна и интересна, чтобы покататься там пару часов, осматривая мишени, по которым когда-то палили сандинисты и красные кхмеры. Поблизости от сюда с 1965-го по 1992 год в поселке Перевальное, на 21-м километре трассы Симферополь - Алушта распологался Учебный центр № 165
Здесь учили выходцев из Африки, Вьетнама и прочих развивающихся стран изготавливать и применять взрывчатку, захватывать склады с оружием, проводить диверсии на электростанциях и военных объектах. За 25 лет существования "секретной базы" в Перевальном было подготовлено около 18 тысяч бойцов различных национально-освободительных движений в странах Азии, Африки, Ближнего Востока.
Первая группа курсантов - 75 партизан из Гвинеи-Бисау на пассажирском авиарейсе из Болгарии, который не значился в расписании, - прибыла в Крым летом 65-го. Португальский понимали от силы человек десять, остальные изъяснялись на разных племенных наречиях и при этом много жестикулировали. Все тощие, на одно лицо и неопределенного возраста – от 16 до 35 лет.
Африканцев доставляли в СССР с пересадками – часто кружными путями, чтобы не вызывать интереса у вражеской разведки. Два автобуса с зашторенными окнами из воинской части подогнали к самому самолету. Из аэропорта в село Перевальное гостей доставили минут за сорок и всех под замок — на карантин. База находилась совсем рядом с ялтинской трассой – 1,5 км по проселочной дороге, но ее "наглухо" со всех сторон прикрывали холмы. Так что проезжавшие мимо курортники ни о чем не догадывались. А в документах этот объект значился как 165-й Учебный центр по подготовке иностранных военнослужащих при Минобороны СССР (УЦ-165) и непосредственно подчинялся 10-му Управлению Генштаба.
С первым набором у коменданта было много головной боли. Как выяснилось, многие из гуталиновых бойцов раньше никогда не спали на кроватях и после отбоя располагались на полу под ними – вроде как в "маленьких домиках". Еще отказывались надевать сапоги. Так пришлось выписывать всем ботинки, но в свободное от занятий время они все равно ходили босиком и их как магнитом тянуло к забору — поглазеть через щели на "окружающий мир".
Преподавали в учебном центре кадровые офицеры Советской Армии, многие из которых получили закалку еще в сражениях Великой Отечественной. Курсанты-иностранцы усердно учились взрывать здания и железнодорожные пути, штурмовать здания, совершать налеты на полицейские участки, снимать часовых.К концу курса они разбирались во взрывчатых веществах, умели снаряжать и обезвреживать мины. Иностранцев обучали по той же программе, что и наших разведчиков.Африканцев, которые толком считать не умели (арифметическим действиям их учили по специальной методике для неграмотных), в обязательном порядке нагружали теорией марксизма-ленинизма, вводили в курс истории мировых революционных движений (Объясняли это тем, что: "Сначала надо научить, в кого стрелять, а потом уже учить — как стрелять").
Сегодня, в свете недавней трагедии в США, все это, наверное, назвали бы «терроризмом». Но тогда, в советские времена, идеологически все было обставлено иначе.
Вслед за гвинейскими повстанцами в Крым на подготовку стали прибывать партизаны из Анголы, Мозамбика, Намибии, Йемена, Конго, Танзании, Замбии, Эфиопии, с островов Сан-Томе и Принсипи — из всех уголков Африки, куда СССР экспортировал идеи социализма.
При активном участии курсантов база в Перевальном благоустраивалась и разрасталась. Через пару лет после открытия центр мог принять на подготовку до 500 бойцов с курсами по 6-8 месяцев в жестком армейском режиме – гости жили на казарменном положении.
О том, кто и из какой страны появится на базе, преподаватели учебного центра узнавали из газетных заметок в разделе "Международная политика". Если сообщалось о визите в Москву вождей национально-освободительного движения, например Агостиньо Нето из Анголы или Сэма Нуйома из Намибии, то вскоре следовало ожидать и их бойцов в Перевальном.
О том, как выпускники УЦ-165 применяли полученные знания на практике, советские учителя узнавали из заметок в «Красной звезде» или от наших военных советников за рубежом. Правда, предусмотреть все было невозможно. Так, когда отправляли домой группу из Зимбабве, упустили из виду одну мелочь, на которую потом обратили внимание при досмотре тамошние пограничники: у одного выпускника на руке были часы «Восток» с надписью «Сделано в СССР» и со знаком качества. Всю группу выпускников - 20 человек - повесили... .
В декабре 1970 года, в 50-ю годовщину создания СССР, в Крым вместе с секретарем Президиума Верховного Совета Георгадзе прилетел лидер гвинейских партизан Амилкар Кабрал. Кстати, Кабрал принял смерть от рук двоих выпускников перевальненского Учебного центра, которые оказались агентами португальской разведки.
В середине 70-х в УЦ-165 появились первые бойцы из арабского мира. Сначала это были небольшие группы боевиков из Омана – солдаты Народного фронта освобождения Дофара. А потом подтянулись и ребята Ясира Арафата. В то время он был частым гостем Брежнева. Осенью 1975 г. транзитом из Бейрута в Симферополь прибыли 90 палестинцев. Уже на базе палестинцы отказались жить по общему расписанию и потребовали себе послаблений в режиме с правом выхода за пределы городка.Последствия таких вольностей сказались очень скоро – бойцов Арафата находили в компании проституток даже в закрытом для иностранцев Севастополе. Не обошлось без серьезных проблем и в пределах Центра – когда на подготовку прибыли парни из Сирии, представлявших партию БААС. Их конфликты с "фатховцами" часто заканчивались поножовщиной..
В 1980 году учебный центр был преобразован в Симферопольское военное объединенное училище (СВОУ-80). Из программы исчезли специфические "партизанские предметы". Расширилась и география новобранцев - в Крым начали прибывать группы из Вьетнама, Лаоса, Кубы, Ливана. В отличие от Учебного центра, обучение в училище велось на русском языке, а срок подготовки был увеличен до двух лет. В СВОУ готовили уже не партизан, а кадровых офицеров: мотострелков, танкистов, артиллеристов, зенитчиков, связистов, автомобилистов. По окончании учебы курсанты получали в своих национальных армиях лейтенантские погоны. Параллельно в СВОУ работали и краткосрочные "курсы повышения квалификации". Так, в 1983 г. специально подучится саперному делу, в Крым приезжали офицеры Муамара Каддафи — полковник и три майора..
За двенадцать лет существования училища здесь прошли подготовку курсанты из Эфиопии, Гвинеи-Конакри, Мадагаскара, Монголии, Кубы, Афганистана, Мали, Вьетнама, Лаоса, Кампучии, Никарагуа, Йемена, Ливана, Ливии, Палестины, Индии, Замбии, Танзании, Конго, Бенина, Гренады, Сан-Томе и Принсипи.
В середине 80-х в училище единственный раз за всю его историю приняли на обучение группу из Палестины. В 80-х же в СВОУ учились афганцы, пополнявшие ряды вооруженных сил Демократической Республики Афганистан (ДРА). Приезжал в Перевальное и тогдашний министр обороны ДРА генерал армии Мухаммад.
После того как в 1982 году на территорию Ливана вторглись израильские войска, в Перевальное начали прибывать группы ливанских бойцов.
А в 1983 году в Крыму появились офицеры из Ливии - подполковник и три майора, посланцы полковника Муамара Каддафи, чей режим уже тогда называли «оплотом терроризма». Ливия находилась под жестким прессингом со стороны США, Израиля и Египта. Американцы регулярно совершали авианалеты на Ливию, а люди Каддафи захватывали заложников в сопредельных странах.
Прибыв в Перевальное, ливийцы объявили, что цель их приезда - обучение саперному и подрывному делу, а знание русского языка и политэкономии им не нужно.
Кстати, по дороге из аэропорта они впервые увидели «Жигули». Узнав, что машина стоит всего (!) 10 тысяч рублей, решили: «Возьмем по две». Ливийцы часто уезжали в Симферополь: обедали там в ресторане «Океан» и возвращались в училище на такси. Причем таксистам за 20 километров пути платили 50 рублей - сумасшедшие по тем временам деньги. Так наши мужики в Симферополе просто дежурили!
На содержание одного курсанта СССР тратил от 7 до 9 тысяч рублей в год. Сюда, помимо прочего, входило денежное довольствие в размере 20 рублей в месяц на человека, а также гражданская одежда - пиджачная пара, рубашка, галстук, шляпа, туфли и плащ - на сумму 260 рублей. Кормили курсантов блюдами русской кухни, но не как советских солдат на 90 копеек в день, а по так называемой летной норме - на 3 рубля 50 копеек.
Ливия, Эфиопия и Лаос были едва ли не единственными странами, платившими за обучение своих граждан "живыми" деньгами. Все остальные предпочитали учиться военному делу в кредит.
Африканцев учили с помощью переводчиков, потому что времени на изучение русского языка не было. По завершении курса из Учебного центра выходили командиры партизанских отрядов и групп, артиллеристы, саперы-подрывники, связисты, зенитчики, техники по вооружению, медсестры. Учились в Перевальном не только африканцы, но и африканки.
Вниз на запад открывается отличный вид на Салгирскую долину и склоны Чатырдага. А впереди - перевал между нагорьем Караби и горой Пахкал-кая. Через него спуск мимо развалин небольшого средневекового укрепления -средневековой крепости Фуна и знаменитой Долины Привидений к селу Лучистое.
Фуна - это одна из крепостей, входившая в систему укреплений княжества Феодоро, одного из сильнейших государств Крыма XV века. Интересно, что Феодоро было православным княжеством, оно вело постоянную борьбу с генуэзцами, которые также были сильны в те времена в Крыму. В крепости была найдена плита с пятью гербами, четыре из них – родовые гербы князей, а пятый – византийский символ, ставший позже гербом Российской империи. Плита с двуглавым орлом известна в археологическим мире, ее изображение вошло в десятки книг по древней истории. Тем удивительнее было увидеть эту плиту просто прислоненной к древней кладке, лежащей у входа в крепость под открытым небом.Сама крепость практически полностью разрушена во время одного из крымских землетрясений. Часть стен была сметена валунами, катившимися с Демерджи, часть – сползла в пропасть вместе с откосом, на котором стояла крепость. Но и сейчас вы сможете увидеть древние кладки, бойницы, оценить размеры комнат. .
От села Лучистое можно продолжить разъезжать по многочисленным горным дорогам, отправиться в Алушту по троллейбусной трассе или через Судакское шоссе..
Комментариев нет:
Отправить комментарий