22.8.10

Памятник затопленным кораблям

Памятник затопленным кораблям считается одним из основных символов Севастополя.
Он изображен на советском гербе города.
В 1853г началась Крымская война. Ее причиной послужило усиление стратегических позиций России на Черном море, Балканском п-ове и Кавказе. Это шло в разрез с планами Османской империи и Англии. Поэтому в 1853г. Турция объявила России войну, в которую несколько позже вступили Англия и Франция.
Когда к берегам Крыма пришла армада кораблей соединенных флотов Англии, Франции Турции, русскому командованию пришлось решать очень сложную задачу. Выходить в море и вступать в бой с превосходящими силами противника, было неразумно: союзники обладали значительным числом паровых судов, а русские корабли оставались парусными; больших кораблей с паровыми машинами у России в то время еще не было...  
После высадки в сентябре 1854 г. англо-франко-турецкой армии и поражения русских войск на реке Альме положение Севастополя оказалось еще более тяжелым.Опасаясь прорыва вражеского флота на рейд, атаки с моря «…чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П. С. Нахимов), русское командование приняло решение затопить на входном фарватере часть устаревших парусных судов. В Севастополь поступил приказ главнокомандующего князя А.С. Меньшикова: потопить несколько кораблей прямо у входа в бухту, создав тем самым своеобразную подводную баррикаду. Это распоряжение, чья логичность некоторыми исследователями оспаривается и по сей день, стало персональной трагедией для вице-адмирала . Узнав о распоряжении, Корнилов рассудил, что необходимо собирать военный совет и постараться убедить на нём офицеров использовать альтернативный план: дать отпор врагу всеми силами флота, а в случае провала пойти на абордаж и подорвать себя вместе с врагом. Оппонентом Корнилова на этом собрании стал Нахимов: союзные корабли прекрасно вооружены, их скорость выше, значительно превосходят численностью, а Севастополь в случае неудачи может оказаться вообще без всякой обороны. Когда стало очевидно, что совет в своём большинстве поддерживает мнение Нахимова, Корнилов пошел прямиком к главнокомандующему. Меньшиков в резкой форме повторил свой приказ, на что обозленный Корнилов ответил: «Как вице-адмирал и как генерал-адъютант, исполнение этой крайней меры я на себя не возьму!». После этого главнокомандующий приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Для вице-адмирала это было невыполнимо, его выдержка и рассудительность остудили разбушевавшиеся эмоции. 
У семи буйков, обозначивших места последних стоянок,по приказу главнокомандующего князя А.С. Меньшикова, бросили якоря ветераны флота: линейные корабли "Силистрия", "Уриил", "Селафаил", "Три Святителя" и "Варна". Ближе к берегам - один к северному, другой к южному - стали фрегаты "Сизополь" и "Флора". Корабли выстроились почти строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями....
Корнилов медлил снимать орудия с осужденных на гибель судов и подал сигнал к их затоплению уже 10-го (22-го) сентября, в 6 часов вечера. Вслед затем, прибыв на корабль Ростислав, он приказал командирам этих судов свезти на берег все, что можно было убрать в течении вечера и ночи, а на рассвете — срубить мачты и затопить корабли. Командиры, со своей стороны, все еще надеясь на отмену данного им приказания, приступили неохотно к его исполнению и не успели убрать не только орудий, но снарядов и пороха; вся провизия, койки, даже офицерская посуда, пошли ко дну вместе с судами. Поздней ночью 11 сентября 1854 г. суда были затоплены.
Потрепанный временем корабль «Три святителя» долго не могли потопить. Он был на плаву до самого утра и только после множественных залпов по нему с парохода «Громоносец» пошел ко дну. Даже опытные моряки и офицеры не могли выдержать этого трагического зрелища.
В приказе В.А. Корнилова по флоту от 11 сентября 1854 г. говорилось: "...Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла..."
Предпринятые меры сделали крепость практически неприступной с моря. В ноябре 1854 года для подрыва затопленных кораблей на пароходе «Принц» англичане  отправили в Балаклаву секретное оружие – мины и отряд водолазов под командованием сержанта 1-й роты Вильяма Рпея. 3(14) ноября 1854 года во время сильнейшего шторма «Принц» вместе с этим оборудованием затонул.Лежа на дне Чёрного моря он оброс чуть-ли не в равной степени морскими водорослями и легендами о золоте, будто-бы находившемся на его борту. 
Пароход "Принц" и затопленные русские корабли, обреченные в жертву, до конца 349-дневной обороны преграждали доступ кораблям союзников в Севастопольскую бухту.
Команды затопленных кораблей, сойдя на берег, пополнили ряды защитников севастопольских бастионов. Высокая флотская дисциплина, воинское мастерство, отвага и мужество служили примером для всех участников обороны. Осадная зима выдалась суровой. Жестокие штормы разрушили преграду из затопленных судов, поэтому 05 ноября 1854 г. корабль "Гавриил" был затоплен у входа на Севастопольский рейд, на том же месте, что и корабль "Силистрия", затопленный 11 сентября, но разбитый штормами. А 14 декабря 1854 года был затоплен на рейде корвет "Пилад". Позже в феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи - на Южной появилась вторая линяя мачт, выступающих из воды: моряки затопили еще шесть судов, линейные корабли "Двенадцать апостолов", "Святослав", "Ростислав", фрегаты "Кагул", "Мидия" и "Месемврия". Оставшиеся корабли использовались для артиллерийской поддержки сухопутных войск, некоторые служили госпиталями.
В августе 1855 г., когда русские войска по специально наведенному понтонному мосту перешли через бухту с Южной стороны на Северную, на севастопольском рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота.
В память об этом по проекту эстонского скульптора и живописца, академика (Аманд Ивановича) (Генриховича) Амандуса-Генриха Адамсона (1855-1929), архитектора Валентина Августовича Фельдмана и при участии военного инженера полковника Фридрих-Оскар (Ивановича) Энберга (1859-1937). в 1905 г.на месте второй линии затопления кораблей в двадцати пяти метрах от берега, к пятидесятилетию первой обороны Севастополя, неподалеку от бывшей Николаевской батареи был сооружен этот монумент. Документ № 3898 из канцелярии Великого князя Александра Михайловича, подписанным 3 августа 1905 года было велено «Памятник Затопленным кораблям впредь именовать «Местом заграждения Севастопольского фарватера»..
О символике памятника - необработанные глыбы серого гранита (корабли) грудой навалены (загромождая врагу вход на рейд) и вместе с тем подпирают собою столп на котором покоится символ российской государственности.
Утес из необработанных гранитных глыб - это символ несгибаемой воли, мужества и твердости духа моряков-черноморцев. Зеленовато-серая колонна из диорита напоминает мачту. Орел, чуть склонив главы собирается бросить на воду бухты лавровый венок - венок славы, символ того, что Отечество чтит память о своих героях.Существует легенда, что крылья орла на вершине монумента изображают профили адмирала Нахимова и императора Николая І. Что ж, при некотором воображении можно со стороны моря увидеть и профиль адмирала в фуражке, и царя в кавалергардском шлеме. Немного фантазии – и легенда становится исторической былью. Памятник пережил землетрясение 1927 года и взрыв неконтактной донной мины вблизи от него 22 июня 1941 года, хотя было сбито крыло орла, утрачены часть капители и гранитные блоки.28 июня 2005 ВМС Украины ликвидировали 500-киллограммовую авиационную донную мину времен Великой Отечественной войны, найденную в 25 метрах от памятника Затопленным кораблям. В 1951 году Киевские научно-реставрационные мастерские выполнили реставрацию монумента (автор проекта реставрации архитектор А.Л. Шеффер). Ремонтно-восстановительные работы проводились в 1955-1959 годах и в 1989 году. Частично укрепили подводную часть памятника, заделали каверны. Но агрессивная морская среда и время неумолимо наступает на один из исторических символов Севастополя, вошедший в новый герб города (утвержден в 1969 году, проект художников С. Шахунова и Н. Крыловой). Бесследно исчезла бронзовая мачта.
В 2003 году по проекту заслуженного архитектора Украины А.Л. Шеффера проведена реставрация надводной части памятника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отправляясь на Солнечный Полуостров каждый его гость обязательно берет с собой какие то вещи. Информацию о некоторых из них я разместил ниже.

С помощью первой приведенной ниже ссылки я намерен прежде всего компактно ознакомить Вас не с современным русскоязычным сервисом покупок за рубежомe BayToday.ru, а с

  • каталогом аукциона eBay в США, Англии, Германии;
  • каталогом товаров Amazon США, Англии, Германии;
  • найти товар на Китайском аукционе TaoBao.com,EachNet.com и крупном аукционе PaiPai.com;
  • каталогами интернет-магазинов США, Англии, Германии и Евросоюза, Китая.

О самом же eBayToday.ru можно сказать, что доставка у него осуществляется долго, долго отвечает техподдержка, тяжело работает склад в Германии,хорошее качество, низкая цена, благодаря ему у Вас есть возможность купить у тех кто не отсылает в Украину и Россию, удобно расплачиваться любыми способами оплаты,включая самые простые, такие как денежный перевод или перевод на карту (для новичка это заманчивый фактор, так как такую операцию может провести любой, причем буквально не зная ничего про платежные системы),возможность покупать с ebay не имея paypal,можете собрать разные товары в одну посылку или отправить их по разным адресам,они даже по Вашей просьбе могут убрать лишнюю упаковку для облегчения веса и следовательно уменьшения стоимости доставки-это тоже бесплатно! К стати отличная упаковка посылки.

По моему мнению (и мнению известных мне людей)при отсутствии ограничения по времени вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом

Несомненно на пляжах Крыма Вы хотели бы выглядеть сногсшибательно, а для этого необходимо подготовиться еще дома. Для бесподобного решения этой задачи (в смысле качества и цены) я хотел бы порекомендовать Вам следующую ссылку, но хочу предупредить, что они не публикуют отрицательные отзывы, тем самым не давая возможности сделать правильный выбор, не контролируют качество акции, отсылая к самим организаторам. Несмотря на все вышеизложенное синоним

Скидки реальные, партнеров Биглион выбирает самых хороших и надежных. Система платежей отлично выстроена. Оплатить можно кучей способов, среди которых вы непременно найдете тот, который удобен именно Вам.

По моему мнению (и мнению известных мне людей) сервис вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом