После высадки в сентябре 1854 г. англо-франко-турецкой армии и поражения русских войск на реке Альме положение Севастополя оказалось еще более тяжелым.Опасаясь прорыва вражеского флота на рейд, атаки с моря «…чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П. С. Нахимов), русское командование приняло решение затопить на входном фарватере часть устаревших парусных судов. В Севастополь поступил приказ главнокомандующего князя А.С. Меньшикова: потопить несколько кораблей прямо у входа в бухту, создав тем самым своеобразную подводную баррикаду. Это распоряжение, чья логичность некоторыми исследователями оспаривается и по сей день, стало персональной трагедией для вице-адмирала . Узнав о распоряжении, Корнилов рассудил, что необходимо собирать военный совет и постараться убедить на нём офицеров использовать альтернативный план: дать отпор врагу всеми силами флота, а в случае провала пойти на абордаж и подорвать себя вместе с врагом. Оппонентом Корнилова на этом собрании стал Нахимов: союзные корабли прекрасно вооружены, их скорость выше, значительно превосходят численностью, а Севастополь в случае неудачи может оказаться вообще без всякой обороны. Когда стало очевидно, что совет в своём большинстве поддерживает мнение Нахимова, Корнилов пошел прямиком к главнокомандующему. Меньшиков в резкой форме повторил свой приказ, на что обозленный Корнилов ответил: «Как вице-адмирал и как генерал-адъютант, исполнение этой крайней меры я на себя не возьму!». После этого главнокомандующий приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Для вице-адмирала это было невыполнимо, его выдержка и рассудительность остудили разбушевавшиеся эмоции.
Корнилов медлил снимать орудия с осужденных на гибель судов и подал сигнал к их затоплению уже 10-го (22-го) сентября, в 6 часов вечера. Вслед затем, прибыв на корабль Ростислав, он приказал командирам этих судов свезти на берег все, что можно было убрать в течении вечера и ночи, а на рассвете — срубить мачты и затопить корабли. Командиры, со своей стороны, все еще надеясь на отмену данного им приказания, приступили неохотно к его исполнению и не успели убрать не только орудий, но снарядов и пороха; вся провизия, койки, даже офицерская посуда, пошли ко дну вместе с судами. Поздней ночью 11 сентября 1854 г. суда были затоплены.
Потрепанный временем корабль «Три святителя» долго не могли потопить. Он был на плаву до самого утра и только после множественных залпов по нему с парохода «Громоносец» пошел ко дну. Даже опытные моряки и офицеры не могли выдержать этого трагического зрелища.
Предпринятые меры сделали крепость практически неприступной с моря. В ноябре 1854 года для подрыва затопленных кораблей на пароходе «Принц» англичане отправили в Балаклаву секретное оружие – мины и отряд водолазов под командованием сержанта 1-й роты Вильяма Рпея. 3(14) ноября 1854 года во время сильнейшего шторма «Принц» вместе с этим оборудованием затонул.Лежа на дне Чёрного моря он оброс чуть-ли не в равной степени морскими водорослями и легендами о золоте, будто-бы находившемся на его борту.
Пароход "Принц" и затопленные русские корабли, обреченные в жертву, до конца 349-дневной обороны преграждали доступ кораблям союзников в Севастопольскую бухту.
О символике памятника - необработанные глыбы серого гранита (корабли) грудой навалены (загромождая врагу вход на рейд) и вместе с тем подпирают собою столп на котором покоится символ российской государственности.
Утес из необработанных гранитных глыб - это символ несгибаемой воли, мужества и твердости духа моряков-черноморцев. Зеленовато-серая колонна из диорита напоминает мачту. Орел, чуть склонив главы собирается бросить на воду бухты лавровый венок - венок славы, символ того, что Отечество чтит память о своих героях.Существует легенда, что крылья орла на вершине монумента изображают профили адмирала Нахимова и императора Николая І. Что ж, при некотором воображении можно со стороны моря увидеть и профиль адмирала в фуражке, и царя в кавалергардском шлеме. Немного фантазии – и легенда становится исторической былью. Памятник пережил землетрясение 1927 года и взрыв неконтактной донной мины вблизи от него 22 июня 1941 года, хотя было сбито крыло орла, утрачены часть капители и гранитные блоки.28 июня 2005 ВМС Украины ликвидировали 500-киллограммовую авиационную донную мину времен Великой Отечественной войны, найденную в 25 метрах от памятника Затопленным кораблям. В 1951 году Киевские научно-реставрационные мастерские выполнили реставрацию монумента (автор проекта реставрации архитектор А.Л. Шеффер). Ремонтно-восстановительные работы проводились в 1955-1959 годах и в 1989 году. Частично укрепили подводную часть памятника, заделали каверны. Но агрессивная морская среда и время неумолимо наступает на один из исторических символов Севастополя, вошедший в новый герб города (утвержден в 1969 году, проект художников С. Шахунова и Н. Крыловой). Бесследно исчезла бронзовая мачта.
В 2003 году по проекту заслуженного архитектора Украины А.Л. Шеффера проведена реставрация надводной части памятника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий