В 1861 году поместье было приобретено Удельным Ведомством для царской семьи. Император Александр II подписал указ о покупке имения, дополнив его дарственной на имя «любезнейшей супруги Государыни Императрицы Марии Александровны». Поместье становится собственностью императрицы, жены Александра II. В Ливадию направляют архитектора Ипполита Монигетти, которому было поручено составление проекта застройки нового царского имения. Новые владельцы приводят в порядок виноградники, заложенные еще при Потоцком и начинают перестройку дворца. Реконструированный дом Потоцкого получил название Большого дворца. Так же начато строительство Малого дворца для наследника, будущего императора Александра III. Малый дворец: и внешним видом и внутренним убранством напоминал бахчисарайский, послуживший образцом для многих построек Южного берега Крыма того периода (во время ВОВ он был разрушен и на его месте была устроена спортивная площадка).
С 1866 года Ливадия стала летней царской резиденцией. В 1891 году территория имения увеличилась до 350 десятин за счет приобретенных земель Ореанды. В 1894 году летняя резиденция перешла по наследству последнему русскому Императору - Николаю II. Ливадийские дворцы, Большой и Малый, построенные И. Монигетти, к тому времени уже не удовлетворяли запросы семьи. Малый был действительно невелик, а Большой пришел в ветхость.
В 1904 году, после обследования Большого дворца, решено было снести его до основания и на его месте построить совершенно новый.
Проектирование и постройку дворца поручили ялтинскому архитектору Николаю Петровичу Краснову, который был автором целого ряда проектов вилл и дворцов на Южном берегу Крыма для представителей элиты того времени.В течение 1909 года Краснов работал над проектом, а 23 апреля 1910 года состоялась закладка здания. Строился дворец быстро и с широким размахом, средств не жалели.Проведены были колоссальные работы. Две с половиной тысячи рабочих трудились 17 месяцев не только днем, но и ночью, при свете факелов. После того как старое здание было снесено, приступили к дренажу территории - устройству водосборных галерей. Затем в грунт забили большое количество бетонных свай, на которые легли железобетонная подушка и фундамент. Стены возводили из белого инкерманского камня. Ливадийский дворец оборудовали по последнему слову техники: в нем работал электрический лифт, было проведено водяное отопление (несмотря на то, что в каждом зале предусмотрен огромный камин с дровяной печью — прим. Авт.) и электрическое освещение. На месте, где располагалась автономная электростанция, сейчас находится органный зал. Даже в строительстве предусмотрели ряд технических новинок. Например, наружная поверхность стен дворца после окончания строительства была флюатирована, т. е. покрыта специальным химическим составом (кеслерским флюатом), предохранявшим камень от выветривания и загрязнения. Детали внутренней отделки изготовлялись в Москве и других городах по чертежам Краснова. Одновременно с Белым дворцом возводились два других - для министра двора барона Фредерикса и свитский корпус, а также некоторые другие сооружения.
Сказать, что одворец был построен в необычно короткие сроки – ничего не сказать. Шестнадцать месяцев – для такого здания было бы немного и в наше время. Шестнадцать же месяцев в начале прошлого века – еще более впечатляет. Даже несмотря на то, что заказчиком выступил император России.
Краснову удалось удачно вписать дворец в окружающий ландшафт, расположить здание так, чтобы все его стороны были максимально открыты солнцу.
Осенью 1911 года, сразу после окончания строительства, во дворец впервые прибыл император Николай II со своей семьей, и в Белом зале, впоследствии принимавшем лидеров «большой тройки», организовал торжественный бал в честь своей старшей дочери, княжны Ольги.Молодая очаровательная княжна Ольга появилась в розовом платье.
В этот день присутствовали родственники и высший свет ялтинского общества. В торжественные дни двери и окна, выходящие в итальянский дворик, открывались, и ароматы роз проникали в зал, а вечером зеркальные стекла отражали сияние звезд. Зал, рассчитанный на 100 человек, был украшен хрустальными вазами. Как обычно, были приглашены офицеры императорской яхты „Штандарт“, на которой царская семья добиралась в Ливадию. Обычно они приезжали из Санкт-Петербурга в Севастополь на поезде, там их встречала яхта „Штандарт“, лучшая в мире императорская яхта с великолепно подобранным офицерским составом, оборудованная по последнему слову техники, и отплывали в Ялту. Ее офицеры были настолько близки к императорской семье, что их зачастую приглашали во дворец. Среди них был и офицер Павел Воронов. Поговаривают, что он очень нравился княжне Ольге. Его всегда приглашали на званые обеды и он часто сопровождал девочек на прогулках, был партнером по танцам и по игре в теннис.
Гардемарин Павел Воронов прославился тем, что принимал участие в спасении жителей Сицилии во время мощного землетрясения в 1908 году. Впрочем, свидетельством тайной любви Ольги к Павлу Воронову являются ее дневники, в которых она каждый день описывала свои чувства к своему «сокровищу», «солнцу» и «счастью». Было ли между ними что-то большее, нежели просто флирт, неизвестно, ведь супруга императора Александра Федоровна зорко следила за развитием их отношений и в конце концов решила отдалить потенциального жениха, вынудив его жениться на графине Ольге Клейнмихель. Наверное, эта разлука спасла Павла Воронова от царского расстрела в 1918 году. А когда военное поражение белых стало очевидным, он отбыл из Новороссийска в 1920 году на английском крейсере «Ганновер» в Стамбул вместе с женой Ольгой Константиновной, откуда перебрался в Америку, где и скончался в 1964 году в возрасте 78 лет.
После Февральской и Октябрьской революций в 1917 года в имение переместились учреждения министерства земледелия свергнутого Временного правительства. 16 января 1918 года в Ливадии была установлена Советская власть.
30 апреля 1918 года Ливадию заняли немецкие оккупанты. Они разграбили дворцы. Большое количество мебели было вывезено в Симферополь для резиденции командующего войсками генерала фон Коша, офицерского помещения дивизии ландвера и здания, где разместилось новое "краевое правительство".
В ноябре 1920 с установлением советской власти в Крыму году Ливадия была национализирована и превращена в первый крестьянский санаторий, в котором крестьяне не только отдыхали и лечились, но и учились, а на его землях был создан совхоз "Ливадия.
После революции Ливадия становится санаторием.
В апреле 1925 года в Белом ливадийском дворце шли последние приготовления к приему необычных гостей - 150 крестьян-курортников. Еще 230 человек предстояло разместить в свитском корпусе и других зданиях.В последний момент приготовлений на арке ворот, там, где раньше было написано: "Ливадия - имение его императорского величества", появилась новая вывеска: "Крестьянский курорт - Ливадия".Это был первый в советской стране и в мире крестьянский санаторий. 1 мая в Ливадию уже прибыли 220 крестьян и крестьянок, официальное же открытие крестьянского курорта состоялось 28 июня 1925 года.
В 1927 году перед отдыхающими санатория "Ливадия" выступал с чтением стихов Владимир Маяковский. Позднее в стихотворении "Чудеса" пролетарский поэт очень ярко описал свою встречу с крестьянами в бывшем царском дворце.
В 1928 году Ливадию посетил Максим Горький. Свои впечатления Горький выразил так: "За границей сочиняют по старой привычке новых царей для России, а прежней России в помине нет, а в бывших царских дворцах сидят бывшие мужики посконные, поглядывают в окошко. Хорошо! Очень хорошо!"
Во время второй мировой войны гитлеровцы нанесли ливадийской здравнице огромный ущерб: было вывезено медицинское и хозяйственное оборудование, разграблен Большой дворец, уничтожен малый дворец, подожжен свитский корпус.
В конце 1924 года населенный пункт Ливадия с лесом и парком был передан курортному фонду. А летом 1925 года состоялось открытие первого в мире крестьянского санатория на 300 мест. В 1931 году ливадийский крестьянский санаторий был преобразован в климатический лечебный комбинат. В 30-е годы на территории Ливадии были построены новые здравницы: Наркомзема СССР, Союзкурорта - "Ударник", ВЦСПС-2, в которых отдыхало более 1600 человек.
В ноябре 1941 года Ливадию оккупировали гитлеровские захватчики. В апреле 1944 года поселок освободили войска Отдельной Приморской Армии. В Ливадии были полностью разрушены корпуса здравниц, построенные в советское время. В развалинах лежал Малый дворец; так называемый свитский корпус был подожжен немцами при отступлении. Уцелел только Белый ливадийский дворец.
После проведения первых восстановительных работ в феврале 1945 года здесь состоялась Ялтинская (Крымская) конференция глав правительств коалиции - СССР, США и Великобритании.Со времени освобождения Южного берега Крыма прошло немногим более 9 месяцев. В Ливадии были полностью разрушены корпуса здравниц, построенные в советское время. В развалинах лежал Малый дворец; так называемый свитский корпус, подожженный фашистами перед самым отступлением, стоял мрачной закопченной громадой. Уцелел только Белый ливадийский дворец.Работа конференции проходила в самом большом помещении дворца - Белом зале (бывшей парадной столовой) за круглым столом переговоров.Здесь же располагалась американская делегация. Глава американской делегации президента США Ф.Д. Рузвельт занимал бывшую приемную и парадный кабинет.
После длительного, более чем десятилетнего, перерыва в Ливадии вновь открывается профсоюзный санаторий. Этому событию предшествовала напряженная работа по восстановлению хозяйственных построек, электростанции, лечебного пляжа, оборудованию диагностических и процедурных кабинетов. Наконец все сделано. 16 сентября 1953 года состоялось открытие первой очереди санатория, рассчитанной на 400 человек.
В июле 1974 года в Белый дворец впервые вошли экскурсанты. Сейчас во дворце два отдела - мемориальный и отдел, в котором экспонируются произведения изобразительного искусства.
В конце 90-х дворец стал местом проведения корпоративов, свадеб и юбилеев.Пожалуй, самым ярким праздником, состоявшимся в Ливадийском дворце, который еще долго обсуждали в прессе, был юбилей Софии Ротару. В августе 2007 года в Белом зале собрались на праздник ее коллеги по цеху — Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Лариса Долина, Таисия Повалий, Владимир Винокур, Алсу, Надежда Бабкина, Илья Резник, а также политики — Виктор Ющенко, Анатолий Кинах, Виктор Черномырдин, Арсений Яценюк, Леонид Черновецкий и другие. Итальянский дворик и Белый зал украшали красивые цветочные композиции, красная калина и молдавский виноград.
Менее резонансно посещали дворец гости из-за рубежа — Майк Тайсон, Мила Йовович, Тони Блэр, Герхард Шредер. Частым гостем на официальных встречах является Владимир Путин.
Еще лет пять назад в Ливадийском дворце можно было отпраздновать свадьбу, корпоратив или день рождения и «простым смертным». Стоило, правда, такое удовольствие от 1000 долларов за час аренды помещения или дворика. Новое руководство такую практику прекратило. Мол, нужно приумножать славу и великолепие «Жемчужины Крыма», чтобы сохранить ее для потомков. Но «устоят» ли бдительные сотрудники в будущем? Ведь южнобережные дворцы так привлекательны....
Комментариев нет:
Отправить комментарий