Один из самых древних христианских монастырей в Украине.
Инкерманский пещерный монастырь расположен на правом берегу реки Черной при ее впадении в Северную бухту в окрестностях Севастополя. Основанный в VIII-IX веках монахами-иконопочитателями, бежавшими из Византии от преследований иконоборцев. Основные помещения монастыря - пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, сооруженной византийцами в VI веке для защиты подступов к Херсонесу. Пещерные помещения снаружи скалы обозначены арочными окнами, объединенными треугольными тимпанами.
Возникновение монастыря предание связывает с культом св. Климента, папы Римского, ученика апостола Петра, римского епископа в 92-101 годах, сосланного императором Трояном за исповедание Христовой веры в Инкерманские каменоломни и убитого здесь в 101 году. Согласно церковного предания, трудами св. Климента и его учеников в Крыму было устроено около 75 православных храмов.
Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне — остров Казачий) посреди бухты, на котором, согласно легенде, руками ангелов была построена церковь.
В VI в. византийские строители, защищая подступы к православному Херсонесу, строят в горах каменное укрепление. Князья Феодоро в XV в. укрепляют древние стены крепости, наименовав ее Каламитой. Расположенная в устье Черной речки, Каламита надолго становится "яблоком раздора" между ними и генуэзцами. В 1475 г. ее захватывают турки, они реконструируют стены и башни, дав крепости новое имя "Инкерман", что переводится как "пещерная крепость", что и дало название возникшему здесь городу.
Пещерный монастырь св. Климента возник в VIII-IX веках радом с византийской крепостью.
В скалах Инкермана, освященных пребыванием Св.сщмч. Климента, обнаружено уже около тридцати средневековых пещерных церквей и девять монастырских комплексов: на правом берегу р. Черной - в южном, западном и восточном обрывах Монастырской скалы, в юго-западной и восточной части Загайтанской скалы; на левом берегу р. Черной - на склонах Каменоломенного оврага и Троицкой и Георгиевской балок, в обрыве скалы напротив железнодорожной станции "Инкерман-1". По мнению историков, "в эпоху развитого средневековья в Инкерманской долине был монашеский центр, подобно Афону, Олимпии, Меторе, Вулканической долине". Поистине это была целая монашеская страна.
Один из известных нам средневековых пещерных монастырей Инкермана находится в Загайтанской скале, другой - в устье Каменоломенной, или Советницкой, балки, третий, ныне действующий, освященный во имя св. сщмч. Климента, папы Римского, - в Монастырской скале.
Монастырь создавался, по всей вероятности, византийскими изгнанниками-иконопочитателями VIII-IX веков. Наиболее замечательны в нем три древних пещерных храма, вырубленных в монолитном теле скалы. В верхнем полукружии скальной апсиды третьего храма вырезан большой каменный крест, от которого как бы произрастают растительные побеги. Такие кресты часто именуют "процветшими", они обычны для византийского камнерезного искусства начиная с X столетия. Символический смысл такого изображения в некоторой степени проясняет греческая надпись на каменной колонне, вырезанная рядом с подобным крестом из Херсонеса Таврического. Она гласит: "Сей крест вырастает в отводок смоковницы Божьей и жнецы не искоренят его корней", намекая сим на несокрушимость Церкви Христовой.
Вход в монастырь св. сщмч. Климента расположен в нижней части скалы (в средневековое время было не менее трех входов с лестницами); от него идет вперед и вверх коридор-тоннель, в правой стене которого вырублены окна и две балконные двери, в левой стене по ходу коридора расположен ряд помещений: склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущей на верхний ярус с кельями и колокольней, и три пещерные церкви:
Церковь во имя св. Мартина Исповедника, папы Римского, в плане прямоугольная, с алтарной апсидой на востоке, потолок сводчатый; представляет собой "обыкновенный тип крымских пещерных старых церквей"; в 1867 г. была перепланирована.
Инкерманский монастырь Церковь во имя Св. апостола Андрея Первозванного, по преданию, вырублена самим папой Климентом; небольшая по размерам, с низким горизонтальным потолком; алтарь отделен сплошной скальной преградой с вратами посередине и двумя маленькими окошками; по предположению епископа Гермогена, "через левое окно можно было подавать в алтарь хлеб, вино и прочие принадлежности богослужения, и потому в алтаре под ним встроен жертвенник, а над ним - ниша, может быть, для хранения священных сосудов, а через правое можно было принимать исповедь кающихся, и поэтому тут устроено из камня для священника седалище. В алтаре - престол, вырубленный из камня и непосредственно примыкающий к восточной стене, как и везде в пещерных храмах".
Главный храм монастыря освящен во имя Св. сщмч. Климента, папы Римского; это один из самых больших пещерных храмов Крыма; имеет форму трехнефной базилики, в алтаре расположены синтрон, престол, примыкающий к стене апсиды, и ниша для запрестольного образа, вверху - рельефное изображение "процветшего" креста в круге. В древности храм был посвящен св. вмч. Георгию Победоносцу; об этом сообщает священник Иаков, побывавший в Инкермане в 1634 г. в составе русского посольства: "...называют де тое церковь, святым Юрием исстари"; на карте И. Батурина 1773 г. он также обозначен как "Собор св. Георгия Победоносца".После захвата в 1475 году крепости Каламита турками, монастырь постепенно пришел в упадок, но полностью пришел в запустение в 1779 году после выселения христиан с Крыма..После присоединения Крыма к Российской империи, в 1787 году монастырь посетила Екатерина II и сопровождающие ее иностранные августейшие особы. 15 апреля 1850 г. с Высочайшего соизволения, указом Святейшего Синода, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, Инкерманский монастырь был возобновлен и освящен во имя св. Климента, при этом получил современное двойное наименование – по имени города и в честь св. Климента. Во время Крымской войны 1854-55 гг., в ходе сражения на Черной речке 24 октября 1854 года обитель сильно пострадала при обстреле крепости, в которой находились русские войска. Вражеские пули и ядра не разрушили пещерные храмы, однако все их имущество разграбили англичане. В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм св.Мартина исповедника. В 1875 году закончилось строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая, которая прошла рядом с Монастырской скалой. Увеличилось число паломников, для которых в монастыре в 1886 году построили гостиницу, где могли разместиться 24 человека. В 1895 в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм св.великомученика Пантелеимона. Архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно к 1910 году; здесь были построены два жилых здания для братии, в одном из которых устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучалось 37 мальчиков, а в 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника.
Так продолжалось до 1920 г., пока строения монастыря не были "национализированы", а три десятка иноков вместе с группой красноармейцев зачислены в состав сельхозартели - факт курьезный, а, по сути, весьма печальный. Однако от полного разрушения его спасли усилия сотрудников Херсонесского музея, поддерживавших сохранность древних храмов. К 1921 г., при настоятеле архимандрите Венедикте (Чеботареве), было 20 священнослужителей, 10 монахов, 4 послушника. Начиная с 1924 г. монастырские храмы постепенно закрываются: Димитровский, Пантелеймоновский и Благовещенский - 20 мая 1926 г., Никольский храм - 9 июля 1926 г.; 6 октября 1927 г. часовня, построенная на месте захоронения воинов, погибших в Инкерманском сражении, была передана детскому саду, а 10 февраля 1927 г. упразднена как культовое здание; 12 июля 1928 г. закрыт храм иконы "Всех скорбящих радость", 3 февраля 1930 г. - Троицкая домовая церковь; 15 декабря 1931 г. прекратили существование древние пещерные храмы (Климентовский, Мартиновский, Андреевский). Последними насельниками киновии были: настоятель архимандрит Венедикт (Чеботарев), о. Прокопий (Качан) и два 85-летних старца: о. Герман (Андреевский) и о. Митрофан (Бороздин); 8 марта 1932 г. монастырское имущество было передано Севастопольскому музейному объединению; в этом же году в пещерной церкви свт. Мартина была устроена музейная выставка, но просуществовала она недолго: в 1936 г. ее пришлось закрыть, так как экспонаты стали портиться от сырости. Еще в 70-х годах в бывшей монастырской гостинице жили люди, а над неохраняемой и оскверненной обителью глумились воинствующие атеисты. Так, пещерный храм во имя св. Климента, выдержавший превратности времен, лишился украшавших его колонн по прихоти заезжих киношников.
И вот в 1991 г. начинается возрождение Свято-Климентовского монастыря, сюда вновь возвращаются иноки. Возрождению монастырь во многом обязан архимандриту Августину (в миру Александру Половецкому), уроженцу Севастополя. Его стараниями в древнем храме перед расписанным им самим иконостасом затеплились лампады.
В монастырском дворике у подножия скалы погребены трагически погибшие 13 сентября 1996 г. архимандрит Августин и иеромонах Агапит.
Ныне действующими являются древние пещерные храмы: Климентовский, Мартиновский и Андреевский.
Комментариев нет:
Отправить комментарий