"Ясная поляна". Обычно с этим названием асоциируется известное родовое имение графа Льва Николаевича Толстого под Тулой.
Дворец Ясная поляна расположен между поселками Мисхор и Гаспра, в 10 км от города Ялта на высоте 180 метров над уровнем моря. В тридцатых годах 19-ого века в крошечной деревушке Гаспра под Ай-Петри приобрел земли и построил дворец министр народного образования, близкий друг императора Российской Империи Александра I, представитель известного и знатного рода Голицыных - князь Александр Николаевич Голицын.
Все дела по обустройству территории и строительству дворца изначально взяла на себя родственница и приятельница княгиня Анна Сергеевна Голицына, владелица соседнего с Гаспрой имения в Кореизе "Новый Свет". Она была выслана из Петербурга в 1824 г. В Крыму ей хотелось строить рай на земле, в чем Голицына действительно преуспела, создав в Кореизе вполне доходное винодельческое хозяйство.
Для себя и соседа в Гаспре она выбрала стиль модной тогда готической архитектуры и в этом стиле по проекту архитектора Ф.Ф.Эльсона соорудила свои усадебные постройки и дворец для А.Н.Голицына.
Инженерными работами руководил архитектор В. Гунт. Возведение дворца и примыкающей к нему миниатюрной, англиканской по типу церквушки во имя св. Троицы продолжалось с 1830 по 1837 г. Из переписки между княгиней Голицыной и заказчиком видно, что отделка интерьеров близилась к завершению уже в июне 1833 г. В Одессе заказывали мебель в готическом стиле, с вышивкой личного герба хозяина на голубом и розовом фонах обивки. Воронцовские мастеровые делали дубовую обшивку окон и дверей, имитировали лепниной дубовые потолки, в готические окна фасадов и башен, фланкирующих северный фасад, вставляли цветные стекла.
Основную территорию занимал, т.н. английский парк. В нём, среди местных дубов, горных кленов и буков появились экзотические пришельцы - платаны, кипарисы, каштаны и кедры. Созданию парка «Александрии» (так называлось имение) уделялось много внимания. Долго искали опытного специалиста. Первое время пользовалась услугами воронцовского садовника. Потом появился собственный мастер — Людвиг Кремер. Потребности у владельца были большие, а средств не хватало. В результате обошлись скромными цветниками у стен дворца, одной террасой перед южным фасадом, главной въездной аллеей со стороны северных стен.
Уже в середине 1830-х гг. Гаспра стала важной достопримечательностью Южного берега Крыма и входила в обязательный осмотр путешественников.
Во время поездки по Крыму, 19 сентября 1837 г., в отсутствие хозяина, замок навестил император Николай I в сопровождении большой свиты. На втором этаже дворца, в одной из лучших комнат на мраморном камине впоследствии был поставлен портрет князя А. Н. Голицына, а над ним на стекле надпись карандашом, сделанная рукой императора Николая: "Рад видеть портрет, но оригинала никогда не желаю здесь видеть, ибо кого душевно любишь, с тем не расстаешься вечно... не так ли? Николай, 1837 год. Сентябрь". Ниже прибавлено: "Согласна. Александра.Александра, Мария, Елена". Все это вместе с портретом накрыто было стеклом и обведено золотой рамой.
В 1843 году Александр Николаевич подал в отставку и через год умер в Гаспре от апоплексического удара, без всяких страданий. Монахи проводили своего благодетеля в последний путь на третий день после смерти, как и завещал Голицын. На кладбище Георгиевского монастыря сохранилась могила, где нашел свой последний приют князь А. Н. Голицын.
Единственное свое недвижимое имение, "состоящee в садах и строении",А.Н.Голицын завещал престарелой сестре (по матери) Е.М.Кологривовой "с правом продажи или передачи по наследству племяннику моему родному камер-юнкеру, Николаю Сергеевичу Голицыну".
Судя по всему, наследники так и не сумели воспользоваться завещанным имением. Вскоре, вслед за братом ушла в мир иной Е.М.Кологривова. В1848 г. скоропостижно скончался князь Н.С.Голицын.
Для Гаспры наступили тяжелые времена - события Крымской войны не лучшим образом сказались на её состоянии...
При каких обстоятельствах, и на какое время она стала кратковременной собственностью великого князя Николая Николаевича - старшего, так до конца и не ясно. Известно только, что уже в 1865 г. имение перешло в руки Владимира Васильевича Левашова, женатого на урожденной графине Паниной.
С целью превращения Гаспры в приличное пристанище, в ней были произведены существенные изменения. В 1895 г. капитально отремонтировали дворец, переложили перекрытия башен, наружные стены облицевали под мозаику гаспринским известняком, крышу украсили красной черепицей.
Помимо сохранившихся от старых владельцев построек: дворцового флигеля, кухни, дома плодовода, появились новые сооружения: дом управляющего, жилище садовника, оранжерея с теплицами, сторожка у ворот и так называемый "флигель у фонтана", предназначенный для проживания гостей.
Земли имения значительно увеличились за счет прикупленных у соседей участков, что в общей сложности составило 27 десятин и 516 кв. сажен. На севере Севастопольское шоссе отделяло имение от земель поселян деревни Гаспра. На востоке граница пролегала вдоль поместья "Ай-Тодор" великого князя Александра Михайловича и "Барбо-Кристо" А.А. Бекетовой, на юге — владения заканчивались Нижне-Алупкинским шоссе; на западе естественной границей служило русло горной речушки Биюк-Узень (Гаспринки), на другом берегу которой располагались имение графини Е.П.Клейнмихель и дача наследников И.Н.Гончарова, в советские времена получившая название "Чам-Агач" (с татарского — Сосна, Сосны, или чаще употребляемое слово "Сосняк"), что вполне соответствовало наличию там целой рощи из этих деревьев.
В делах имения за 1921 г. сохранилось краткое описание парка. Приведем его с некоторыми купюрами. «Большая часть деревьев — дубы, ясени и дикие каштаны, — очень старые, по сто и более лет. До 1905 года делались посадки сосны, китлантуса, лавров, магнолий, кипарисов и маслин». Отличительной особенностью цветников было наличие там огромного количества роз разнообразных сортов и видов: "Площадка перед дворцом, вокруг фонтана, часть парка возле южной стороны дворца и одна сторона шоссе в пределах парка обсажены штамбовыми, кустовыми и вьющимися розами. Всего роз около 1000 кустов...".
Своим цветущим состоянием усадьба во многом обязана неутомимым трудам опытного управляющего Карла Христиановича Класена, проработавшего у Паниной без малого 20 лет. При нем производился капитальный ремонт старых и строительство новых сооружений, украсился парк. Сад, огород и виноградники стали полностью обеспечивать потребности многочисленных постоянных и временных обитателей.
Особенно славился своими вкусовыми качествами сладкий и душистый сорт столового винограда Александрийский мускат. В ухоженных цветниках и на аллеях парка круглый год цвели розы, тюльпаны и фиалки.
Для украшения домов из петербургского дворца привезли много красивых вещей и живописных полотен, среди которых имелись картины старых итальянских, фламандских и голландских мастеров.
С 8 сентября 1901г. по 26 июля 1902г. в имении жил Лев Николаевич Толстой, приехавший в Крым на лечение. Старинный дворец с просторными комнатами, мраморные лестницы, зимний сад, великолепный парк с фонтанами поразили писателя. На застекленной нижней веранде дворца Л.Н.Толстой принимал А.П.Чехова, А.М.Горького, Ф.И.Шаляпина, Куприна, Бальмонтв, Короленко...,
Гаспринский дворец в это время представлял собой двухэтажное здание из гаспринского известняка с двумя угловыми трехъярусными башнями, общей площадью 144 кв метра и высотою — 20 аршин. У него было 8 наружных дверей, 19 "готических" окон и 8 балконных, 8 голландских печей и 4 камина, 4 прихожих, 12 жилых комнат. Внизу имелись четыре просторные комнаты, сообщающихся с большим холлом. В Восточном кабинете стояли петровские стулья с изогнутыми инкрустированными спинками и сидениями, обитыми английским ситцем с рисунком зеленых лавровых гирлянд по розовому фону.
На стенах висели картины Ярошенко, хромолитография "Сикстинской мадонны", портреты Бакуниных, Бетховена, Толстого и Гете. Наиболее стильной и привлекательной должна была казаться гостиная в готическом духе, где стоял рояль Промберга, несколько этажерок для нот орехового дерева и один пюпитр красного дерева. Стены были сплошь увешаны картинами в богатых золоченых резных рамах. В столовой зале помещались большой буфетный шкаф, зеркало. На камине стояли часы черной бронзы на подставке черного мрамора с группой "Деметра и Прозерпина". На стенах также висело несколько живописных полотен, а в придачу — четыре фотографии с картин Горшильда с кавказской тематикой.
В северной комнате второго этажа, похоже, служившей князю Голицыну спальней, висел его портрет и три вида работы художника Н. Г. Чернецова. В рядом расположенной библиотеке находилось восемь книжных шкафов с украшениями в готическом стиле, затянутых изнутри зеленым коленкором. Их делали из дуба, тогда как материалом для мягких, обтянутых серым с белым кретоном стульев, служило ореховое дерево. Тут же лежала подзорная труба, явно припасенная для любования дальними окрестностями с террасы второго этажа. Судя по обстановке, нижняя застекленная терраса, на которой, пока позволяло время, проводил свои дни Л. Н. Толстой, сохраняла после него мемориальный характер. Там стоял гарнитур плетеной в зеленую сетку мебели, множество диванчиков, стульев, кресел, столов, кушетка. Лежали золоченые доски со статьями, две пары шахматных досок, шашки и домино. Тут же почему-то оказались 1165 томов книг и журналов на иностранных языках, но, к сожалению, книги не сохранились до наших дней. Под гаспринским кровом сестры Петрункевич оказались в 1917 г. в связи с событиями революции. Кроме них тут поселился их двоюродный брат Илья Иванович Петрункевич с семьей.
После смерти Класена, возложивший на себя обязанности управляющего имением, он, по-видимому, занимал предназначенный для него дом. В самом дворце жили отчим С.В.Паниной — Иван Ильич Петрункевич с женой Анастасией Сергеевной.
Здесь с 18 ноября 1917 г. в имении графини С.В.Паниной целый год жила семья Набоковых. Дом, в котором писал Набоков стихи, стоял прямо перед оградой усадьбы. На севере из его окон была видна татарская сакля деревни Гаспры. Эти признаки заставили искать заветный дом непосредственно у северного въезда в усадьбу, справа от ворот. По словам старожилов Гаспры это здание перестроено из остатков прежнего, разрушенного во время Второй мировой войны.
Советские времена в Крыму не были столь мучительными для Гаспры. В 1921 г в нем открылся санаторий для ученых и деятелей культуры.
С 1947 года санаторий стал называться «Ясная поляна», в память пребывания здесь великого писателя Л.Н.Толстого. Отдыхали в разное время поэт Осип Мандельштам, художники Михаил Нестеров и Александр Осмеркин, композитор Дмитрий Шостакович. У всех у них Гаспра оставила свой след в жизни. Если собрать все, что когда-либо написано о ней или в ней, может получиться целый большой роман или значительный мемориальный комплекс, где особое место должны занять его прежние долгожители — Лев Толстой и Набоков.
Для Толстого Гаспра была осколком земли, за которую он дрался на севастопольских бастионах. Для Набокова она полустанок на шоссе, где " забывалось, что это легкое шоссе ведет прочь от России".
Комментариев нет:
Отправить комментарий