Чуфут-Кале - это один из хорошо сохранившихся и наиболее посещаемых средневековых городов.
Город принадлежит к числу так называемых "пещерных городов". "Пещерные города" - название условное, ведь в те времена горожане жили в обычных домах, а вырубленные в скалах помещения использовали под
оборонительные, хозяйственные, погребальные и культовогохозяйственные нужды.
Со временем надземные постройки разрушились, остались только
наиболее прочные части стен, главным образом, пещеры, давшие повод путешественникам XVIII-XIX назвать эти города "пещерными". Археологические исследования опровергли что в них жили люди, но название прижилось, в
том числе в научном мире.
Пещерный город Чуфут-Кале расположен на высоте более 500 м над уровнем моря в трёх километрах
на восток от Бахчисарая на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами (на 200метров).С трех сторон плато окружено отвесными обрывами высотой до 50 метров. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.
Вопрос о возникновении города является дискуссионным. Некоторые исследователи считают, что Чуфут-Кале, как и другие «пещерные города» Крыма, был построен Византией в VI в. для защиты Херсонеса Таврического от набегов кочевников; другие называют более позднюю дату - X-XI вв., связывая возникновение города с развитием в Крыму феодальных отношений. Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи
полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 году и
был построен чуть ранее для укрепления византийского влияния на
полуострове. Крепость, по исследованиям археологов, видимо, принадлежала
гото-аланам - союзникам Византиив.
Поселение носило в течение веков разные названия - Фуллы,
Кырк-Ор, Кырк-Ер, Топрак-Кола, Бутмай, Гевхер-Кермен, Джуфт-Кале.
Самое древнее упоминание о поселении на скалистом плато связано с
набегом орд темника Золотой Орды Ногая на Крымский полуостров в 1299
году. Среди других городов, подвергшихся разграблению, упоминается и
Кырк-Ор (что дословно обозначает «сорок крепостей» на тюркских
наречиях). А через двадцать лет эту местность описывает арабский географ
Абу-ль-феда, отмечая: «Кыркер находится… в стране ассов, его имя значит
по-турецки «сорок человек». Это укреплённый, труднодоступный замок, он
находится на неприступной скале».
Согласно точке зрения археолога Е.В. Веймарна, производившего в 50-60-е годы раскопки древнейшей крепостной стены города и прилегающих к ней некоторых участков городища, здесь была не только крепость, но, прежде всего торгово-промышленный центр.
До XIII века в крепости жили аланы- самое могущественное из племен иранского происхождения. Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами. На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. Крепость надёжно укрывала на протяжении веков мирное население окрестных долин в опасные дни очередных нашествий всё новых волн воинствующих кочевников — гуннов, мадьяр, хазар, печенегов, половцев.
В 1299 году город был захвачен монголо-татарскими войсками бея Яшлавского из орды темника золотой орды Ногая. Татары долго не могли взять Чуфут-кале. В конце концов, они пошли на хитрость - инсценировали большую атаку, продолжая бить в барабаны, отдавая команды в течение нескольких суток. Выбрав момент, когда бдительность защитников притупилась, осаждающие пробили стену в уязвимом месте и ворвались в крепость. Истребив, как обычно,мужчин-воинов они остальное население обратили в рабство. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон и назвали его по-своему - Кырк-Ор ("Сорок укреплений").
Нп рубеже XIV-XV , впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города
По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил ее в свою укрепленную резиденцию, создав надежное убежище в период борьбы ханов с Золотой Ордой за самостоятельность.
В 1731 году на территории Чуфут-Кале была устроена первая
в Крыму типография. Книги, печатавшиеся в ней на древнееврейском и
караимском языках, были в основном религиозного содержания.
После переселения крымских ханов в новую столицу - Бахчисарай, - Кырк-Ор оставался цитаделью столицы и местом заточения знатных пленников. В разное время в тюремных застенках здесь томились литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной. По три года провели в ханской тюрьме русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы, любимца царя Алексея Михайловича, Василия Шереметева. Двадцать один год провел Шереметев в темнице, четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, однако пленник отказался купить свободу дорогой для России ценой - за него требовали города Казань и Астрахань. Только мужество, непреклонная воля и любовь к России помогли перенести патриоту долгие годы тяжкой неволи. Выкупленный в 1681 г. родственниками, беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметев на родину.
С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы - особая в этническом и религиозном плане группа последователей Пятикнижия Моисеева - ветхозаветной Библии (им разрешалось иметь в Бахчисарае мастерские и лавки, но после
окончания рабочего дня они должны были возвращаться в свой город), которые называли крепость Джуфт-Кале - двойная крепость. Имелось в
виду, что караимы построили восточную оборонительную стену, теперь
вместе со средней стеной крепость стала «двойной». Это название
превратилось в Джуфут-Кале - иудейская крепость, поскольку её
преобладающее население - караимы - было иудейского вероисповедания.. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает "Еврейская крепость".
По одной из версий, караимы это потомки побеждённых князем Святославом хазар, тоже
исповедовавших иудаизм. Хазары в своё время завоевали Крым, а потом
почему-то исчезли, хотя нет сведений о том, что их изгнали силой. Даже
если эта версия неверна в целом, то не исключено, что хазары, оставшиеся
в Крыму, перемешались потом с ортодоксальными иудеями.
По другой
теории, это тюркская народность, принявшая, как и хазары, иудаизм.
Сторонники этой версии не имеют единого мнения: с кем это племя пришло в
Крым - с хазарами или татарами.
По третьему предположению, караимы - это те же крымские татары, перешедшие в иудаизм.
Караимы прожили здесь еще более двух столетий. После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами, и вскоре царское правительство признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть.Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1854 году с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.
Чуфут-Кале способен одарить легендами, наполнить историческими фактами и зачаровать простором. Одна из местных легенд связана с дочерью хана Тохтамыша Джаныке. Того самого хана, который
восстановил власть Золотой Орды над Москвой уже после Куликовской битвы.
По
преданию, Джаныке спасла город от жажды во время длительной осады. Всю
ночь она носила воду в маленьком кувшине из расщелины в город, и утром
набралось целое горное озеро. А хрупкая девочка с первыми лучами солнца
умерла. Грустная история.
Но современные историки признают, что
Джаныке-ханым была женщиной выдающейся: спасла от смерти своего брата -
будущего военачальника Кадыр-Берды-хана, совершила хадж в Мекку и даже
правила кырк-орским бейликом. Её тело похоронено здесь, на Чуфут-Кале, и
арабская вязь на её мавзолее - не просто эпитафия, а памятник
эпиграфики и сельджукского искусства..
Одной из достопримечательностей пещерного города Чуфут-Кале является могильник, который датируется VI-X вв.
Комментариев нет:
Отправить комментарий