И вдруг в 1827 году в крымскотатарском городе Ак-Мечеть (предшественник Симферополя) одному любителю древностей, местному уроженцу исправнику Симферопольского уезда А. Крым-Гирею встретилась груженная камнем подвода, спускавшаяся от урочища Керменчик, где брали камень для строительных нужд. По чистой случайности этот любознательный человек обратил внимание на две плиты: на одной было высечено изображение всадника, на другой - надпись на древнегреческом языке Он отправил плиты в Одесский музей древностей. Там заинтересовались находкой и в тоже лето провели археологическую экспедицию, руководил которой директор музея И. Бларамберг. Он первым высказал догадку, ставшую научной сенсацией, подтверждаемую всеми последующими раскопками – найден Неаполис (что в переводе с греч. означает "новый город"), загадочно исчезнувшая столица позднескифского государства (III век до н. э. — III век н. э.), довольно крупного для своего времени.
Конечно, вряд ли скифы назвали одну из своих крепостей греческим именем. Скорее всего, греки слышали название этой крепости на скифском языке и переделали его на свой манер, превратив в понятное им слово "Неаполь". Это - не первый и не последний случай в истории Крыма, когда данные одни народом названия переделываются и переосмысливаются другим. Например, еще совсем недавно, после Великой Отечественной войны такая участь постигла многие татарские названия. Так речка Кара-су ("черная вода") превратилась в Карасевку, а деревня Кады-кой - в Кадыковку.
С западной стороны к площади примыкали дома скифской знати -мегароны. В середине такого дома располагался очаг-костра в центре громадного зала. Собственно, греческое слово «мегарон» и значит большой зал. Дым от костра поднимался к потолку и выходил через овальное отверстие наружу.Стены были украшены фресками. Дома были покрыты черепицей.
В восточных кварталах города, судя по скромному характеру застройки, жили профессиональные военные. В мирное время они занимались ремеслами, близкими к военному делу: ковали оружие, доспехи, выращивали коней, торговали.
В августе 1945 года на Неаполь-Скифский прибыла из Москвы Тавро-Скифская археологическая экспедиция.
Через год работа экспедиции привела к сенсационным открытиям. Найден царский мавзолей, чудом избежавший разграбления, сохранивший для нас уникальную, богатейшую коллекцию изделий древних мастеров, обнаружены десятки склепов скифской знати. Результаты многолетней (1945-1960) экспедиции именно в Неаполе скифском перечеркнули прежнее представление о скифах как о диких и безграмотных «вчерашних» кочевниках.В этот период времени были сделаны и исследованы следующие археологические находки:центральные крепостные ворота, мавзолей царя Скилура, ряд жилых построек на городище, скальные склепы с росписью,расположенные на Восточном некрополе Пред нами предстал народ сильный, талантливый, умный, способный выносить долгие и суровые испытания.
Мавзолей изначально был предназначен для одного человека – Скилура – и построен после его смерти в каком-то из 20-х – 10-х годах II в. до н.э. за те 40 дней, что отведены скифским (и нашим тоже) погребальным обычаем для прощания с усопшим. Никто не хотел расставаться со Скилуром. Поэтому его решили вопреки обычаям оставить среди живых. Символично, конечно: похоронить на самом видном месте, возле центральных городских ворот. Перед автором проекта мавзолея стояла непростая задача: придать гробнице вид, внушающий благоговение перед тем, кто в ней покоится, напомнить о его великих свершениях. Он строит гробницу Скилура в виде остроконечного обелиска к западу от центральных ворот. Гробница будет стоять вплотную к стене у будет возвышаться над ней подобием скифского меча-акинака, символа вечной защиты города прахом Скилура. Площадь погребальной камеры составляла всего 40 кв.м., но за счет высоты сооружения мавзолей внутри был похож на храм. Рядом, по традиции, были захоронены лошади и конюх.
Когда же в мавзолей впервые проникли археологи, пред ними предстала жуткая картина: погребальное помещение было до отказа набито останками людей в истлевших и полуистлевших гробах, а то и наспех завернутых в кошму или шкуру, чуть ли не в рогожу. Всего 12 ярусов, 70 покойников. Между тем доподлинно известно, что скифы исповедовали культ предков, и почитали останки усопших родных. Иногда они даже вступали в неравный бой за то, чтобы отбить у неприятеля могилы предков. И вдруг такой прагматизм. Заставить скифов так поступить могла только смертельная опасность, и не для одной столицы, а для всей Скифии. Они понимали, что очень скоро огромное готское войско вторгнется на их территорию и даже циклопицеские стены Неаполя не смогут выдержать этой осады. Более того, как только начнётся осада, склепы скифской знати окажутся в руках готов. Трезвая оценка ситуации позволила найти решение. Всех, кто захоронен в склепах, до лучших времен перезахороняют в царской усыпальнице. Прах самого Скилура перезахороняют в другом, тайном месте до лучших времен. Чтобы усыпальница не привлекала к себе внимание неприятеля, ее переоборудуют в сторожевую привратную башню, а чтобы не настораживало ее асимметричное положение, с другой стороны ворот возводят такую же.
На то, что останки Скилура были перезахоронены указывает много фактов. У археологов царские останки изначально вызывали подозрения. Эти подозрения лишь усилились, когда знаменитый М.М.Герасимов воссоздал лицо погребенного по черепу, взятому из могилы. Лицо мужчины 35-40 лет. Скилур должен был выглядеть значительно старше.
Особо следует сказать о единственном в своем роде женском захоронении мавзолея – в роскошном деревянном саркофаге (другие женские останки найдены в мавзолее только в общих «семейных» гробах). На саркофаг рухнула груда сырцового кирпича, вместе с чатью перекрытия. Видимо, при первой, татарской выборке камня. Обломки саркофага покрылись толстым слоем пыли и почти полностью истлели. Реставрировал саркофаг участник Тавро-скифской экспедиции Олег Иванович Домбровский (вплоть до 1994 года – ведущий археолог Крыма), по отпечаткам слежавшейся пыли, уцелевшим «блесткам» краски и гипсовым отливкам пустот. Получилось подлинное произведение искусства, созданное талантливым художником. В сплетении цветочных гирлянд, птичьих фигур, когтистых звериных лап художник запечатлел трагедию утраты. Саркофаг – это скульптура отчаяния, душераздирающий стон мужской любви, тяжело раненой смертью любимой женщины. От чего она умерла, неизвестно. С некоторой долей уверенности можно сказать лишь то, что она была гречанкой: кто-то положил под саркофаг греческую монетку – заблудшей душе на переправу через Стикс.
Останки предков скифов остались в мавзолее навсегда. Это лишний раз доказывает, что вся военная мощь Неаполя не остановила готов. Спрятали мавзолей умело: вся крепость срыта, а на секретное погребение никто не наткнулся. Что касается склепов (экспедиция нашла их более сорока), то все они прошли в отчетах как «ограбленный в глубокой древности».
Много веков спустя на руинах столицы Малой Скифии расположилось село с христианским населением Керменчик («крепостца»). О пышной скифской столице в то время уже ничего не напоминало. А на исходе XIII века, через тысячу лет после гибели последней столицы скифского государства, в Крым пришли татары. Пришли, чтобы навсегда поселиться в приглянувшейся тучной и благодатной крымской степи.
16 апреля в преддверии Международного дня охраны культурного наследия на Неаполе Скифском прошел массовый субботник, где был весь Совмин Крыма во главе с премьером Василием Джарты. Кроме уборки территории от мусора, чиновники занимались непосредственным благоустройством, высаживатли деревья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий