7.11.11

Гибель теплохода «Армения»


Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории.
Теплоход "Армения" относился к серии двухпалубных товарно-пассажирских теплоходов, знаменитых "крымчаков". Так назывались лайнеры, работавшие на Крымско-Кавказской линии в довоенный период. Серия состояла из шести судов; "Грузия", "Крым", "Армения", "Аджария", "Абхазия" и "Украина". "Грузия" и "Крым" строились для СССР в Германии на заводах Круппа, а остальные суда - в Ленинграде, на Балтийском судостроительном заводе. Теплоход «Армения» была спроектирована морскими инженерами Ленинградского Центрального бюро морского судостроения под руководством главного конструктора Я. Копержинского и была спущена на воду в Ленинграде в 1928 году. Корабль был рассчитан на перевозку 980 пассажиров и 1000 тонн груза. "Армения" входила в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Эти красивые быстроходные теплоходы в народе называли "рысаками". Они обслуживали линию Одесса - Батуми - Одесса и исправно перевозили тысячи пассажиров вплоть до 1941 года..
С 10 августа 1941 года все шесть судов были переоборудованы в санитарно-транспортные и переданы медицинской службе Черноморского флота. Роскошные салоны и рестораны были превращены в операционные и перевязочные.Они могли перевозить до 400 раненых. Не только по бортам, но и на палубах ярко красной краской были нанесены огромные кресты, а на мачте был поднят флаг международного Красного Креста.
С первых же дней войны безоружные госпитальные суда оказались одной из излюбленейших мишеней для атак немецкой авиации. В июле 1941 года были повреждены санитарные транспорты "Котовский" и "Антон Чехов", а объятая пламенем "Аджария" выбросилась на мель близ Одессы. В августе погиб пароход "Кубань". После этого на "Армении" были установлены четыре 45-мм пушки 21К и корабль был покрашен в шаровый цвет..
Еще 5 ноября всем флотским медицинским организациям Севастополя было приказано эвакуироваться, хотя впереди предстояла еще тяжелая и кровопролитная оборона города.
Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на теплоход "Армения". Она проходила стихийно, и никто не знал даже количество принятых на борт людей.Кроме 300 раненых был принят медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя, разместили 2-й военно-морской и Николаевский базовые госпитали, санитарный склад и эпидемиологическую лабораторию, работников санатория ВЦСПС и другие медицинские службы флота. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя. По разным оценкам, на борту находилось от 4,5 до 7 тыс. человек, когда неожиданно в штаб флота пришло сообщение, что в Ялте собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых надо было эвакуировать. В Севастополе было достаточно небольших судов, которые вполне могли бы выполнить эту задачу, но решили послать "Армению", хотя рисковать таким ценным теплоходом не было никакой необходимости. Для выполнения этой задачи судну было приказано выйти в море в 17 часов, т.е. за два часа до наступления темноты.
Выход из Севастополя в светлое время уже в то время был связан с большим риском, поскольку теплоход вполне могли потопить еще на переходе к Ялте. Сразу после выхода из Севастополя последовал новый приказ - зайти в Балаклаву. Там к "Армении" подошли несколько катеров, и сотрудники НКВД погрузили на судно деревянные ящики. Накануне, 6 ноября, Сталин подписал приказ о срочной эвакуации из Крыма наиболее ценного имущества. В связи с этим предполагается, что в ящиках было золото и ценности из крымских музеев.
После этого теплоход опять взял курс на Ялту и пришел туда только около 2 часов ночи 7 ноября. Вновь началась погрузка эвакуируемых; советский и партийный актив Большой Ялты, гражданское население города, раненых и персонала 11 госпиталей. Таким образом, на одном санитарном транспорте оказалось 23 госпиталя - практически весь врачебный состав Черноморского флота..
Несмотря на то, что в Ялте совершенно отсутствовали какие-либо средства ПВО и маскировки и большое судно у причала было видно как на ладони и представляло идеальную цель для немецких летчиков и артиллерии командующий флотом Октябрьский (Иванов) Филипп Сергеевич своим приказом запретил выход "Армении" в море до 19 часов.
Капитан теплохода Плаушевский нарушил этот приказ и вышел в море 7 ноября в 8.00.
Теплоход сопровождали два сторожевых катера и два истребителя И-153 "Чайка". Погода портилась, начинался шторм, небо было покрыто низкой рваной облачностью. В 11 часов 25 минут судно, пройдя несколько десятков километров,  было атаковано на траверзе Гурзуфа в районе Медведь-горы, хотя, как было сказано выше, транспорт имел отличительные знаки санитарного судна, одиночным немецким торпедоносцем Не-111, принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды, после чего ушел в облака и скрылся. Истребители прикрытия даже не успели среагировать на происходящее.. Одна выпущенных торпед попала в носовую часть теплохода. За четыре минуты корабль ушел под воду.
Парадоксальным в этой трагедии является то, что «Армения» имела все возможности совершить этот переход в ночное время и со 100-процентной гарантией целой и невредимой прибыть в Туапсе.
В 1941 году ни один наш корабль на Черном море не подвергся атакам неприятельских надводных кораблей или подводных лодок. Нейтральная Турция его просто не пустила через проливы из Средиземного моря в Черное. Болгария была номинальным союзником фашистской Германии. Румынский флот всегда выглядел, по сравнению с российским мягко сказать несерьезно. Немецкий флот на Черном море состоял из того, что они смогли спустить по Дунаю или доставить сюда ж.д. транспортом через всю Европу. Германская же авиация не имела тогда радиолокационных прицелов для нанесения ночных ударов по кораблям в море. На основании всего вышеизложенного можно сделать заключение что главными причинами гибели теплохода стали преступление совершенное пилотом немецкого торпедоносца Не-111, торпедировавшего санитарно-транспортное судно, и преступные приказы командования Черноморского флота, в результате которых "Армении" пришлось выйти в море в светлое время.
Эти преступления унесли в несколько раз больше людских жизней, чем трагическая гибель «Титаника» и «Лузитании» вместе взятые На борту судна, которое перевозило раненых из четырех госпиталей Севастополя и Ялты, находилось около 7 тыс. пассажиров, а не 5 тыс., как считалось ранее. На судне было порядка двух тысяч неучтенных людей, которых, очевидно, взяли на борт по просьбе медперсонала. Уцелели лишь восемь человек, которых подобрал сторожевой катер, сопровождавший "Армению".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отправляясь на Солнечный Полуостров каждый его гость обязательно берет с собой какие то вещи. Информацию о некоторых из них я разместил ниже.

С помощью первой приведенной ниже ссылки я намерен прежде всего компактно ознакомить Вас не с современным русскоязычным сервисом покупок за рубежомe BayToday.ru, а с

  • каталогом аукциона eBay в США, Англии, Германии;
  • каталогом товаров Amazon США, Англии, Германии;
  • найти товар на Китайском аукционе TaoBao.com,EachNet.com и крупном аукционе PaiPai.com;
  • каталогами интернет-магазинов США, Англии, Германии и Евросоюза, Китая.

О самом же eBayToday.ru можно сказать, что доставка у него осуществляется долго, долго отвечает техподдержка, тяжело работает склад в Германии,хорошее качество, низкая цена, благодаря ему у Вас есть возможность купить у тех кто не отсылает в Украину и Россию, удобно расплачиваться любыми способами оплаты,включая самые простые, такие как денежный перевод или перевод на карту (для новичка это заманчивый фактор, так как такую операцию может провести любой, причем буквально не зная ничего про платежные системы),возможность покупать с ebay не имея paypal,можете собрать разные товары в одну посылку или отправить их по разным адресам,они даже по Вашей просьбе могут убрать лишнюю упаковку для облегчения веса и следовательно уменьшения стоимости доставки-это тоже бесплатно! К стати отличная упаковка посылки.

По моему мнению (и мнению известных мне людей)при отсутствии ограничения по времени вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом

Несомненно на пляжах Крыма Вы хотели бы выглядеть сногсшибательно, а для этого необходимо подготовиться еще дома. Для бесподобного решения этой задачи (в смысле качества и цены) я хотел бы порекомендовать Вам следующую ссылку, но хочу предупредить, что они не публикуют отрицательные отзывы, тем самым не давая возможности сделать правильный выбор, не контролируют качество акции, отсылая к самим организаторам. Несмотря на все вышеизложенное синоним

Скидки реальные, партнеров Биглион выбирает самых хороших и надежных. Система платежей отлично выстроена. Оплатить можно кучей способов, среди которых вы непременно найдете тот, который удобен именно Вам.

По моему мнению (и мнению известных мне людей) сервис вполне заслуживает, по пятибалльной шкале (на Украине распространена 12-ти бальная), четверки с плюсом